![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgidw3x_NfmgM_Zy2rZOhupZowTpM66JT1kvZORWzIfBBMOyMXnMv37dmhvpqZusi9kni0rrKx0CpQLx2Yku92SkY1Sw432VzkqrkQJbpOY7R-hThiBT2MNEYTaEUmPuYAcyddjg1_GXVo9/s320/%25D1%2583%25D1%2587%25D0%25B8%25D1%2582%25D1%258C%25D1%2581%25D1%258F+%25D0%25B7%25D0%25B0+%25D0%25B3%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%2586%25D0%25B5%25D0%25B9.jpg)
Экскурсионная работа в школе как неотъемлемая часть идейно-нравственного воспитания связана с шефской работой и работой залов. Еженедельно по четвергам все учащиеся школы принимают участие в экскурсиях. Ученики 4 классов после 4-го урока, а 5-10 классов - после 5-го отправляются на экскурсии. Четыре экскурсии в течение месяца у каждого класса. Первая неделя - посещение музеев, театров, кинотеатров. Вторая неделя военно- патриотическая. Она связана с проведением военно-спортивных праздников и соревнований, посещением школьных музеев, музеев при воинских частях и военных училищах, кинотеатров, а также с выходом в природу младших школьников. В трудовую неделю экскурсии связаны с посещением ПТУ, заводов, фабрик и т. д. Четвертая неделя - это встречи с природой. Экскурсии дают конкретные знания, способствуют накоплению представлений об окружающей жизни и природе, становятся источником вопросов и размышлений, учат детей наблюдать. Они формируют детский кол-лектив, воспитывают положительные навыки поведения. Во время экскурсий учителя стремятся закрепить знания правил дорожного движения, правил поведения в общественных местах, формируют у учащихся ответственность и организованность. Здесь связь иногда захватывает всю цепочку шефов. Для примера возьмем посещение кукольного театра или цирка, так как программы их интересны для детей любого возраста. В этом случае в театр отправляемся всей школой, и шефы идут со своими подшефными. 1, 4, 7, 10 классы обязательно будут вместе. Первоклассников поведут в театр 1 ученики 7 классов, а с четвероклассниками будут десятиклассники. Они не только поведут детей в театр, но и будут с ними в театре и домой проводят. При таком ответственном поручении за семиклассниками смотреть не надо, им не до шалостей. Пойдут шефы с подшефными и на экскурсию в природу, подготовят их к военно-спортивному празднику. Педагогический коллектив всячески поддерживает инициативу и самодеятельность учащихся, стремится, чтобы детские общественные организации работали без излишней опеки. Общественная активность детей зависит от отношения педагогов к их общественным организациям. Идеологические функции школы реализуются в разнообразной учебной и внеурочной воспитательной работе. Всякая деятельность ученика (учебная, трудовая, эстетическая и др.) неизбежно имеет определенную моральную направленность, воспитывает его активную жизненную позицию, сознательное отношение к общественному долгу, коллективизм.