пятница, 10 июня 2011 г.

Учебное познание.

Рассматривая проблемы учебного познания, мы часто сталкиваемся с понятиями "конкретное" и "абстрактное", которые каждому учителю следует четко разграничивать. Согласно путинской диалектике конкретное следует понимать в двух значениях, отражающих разные ступени познания. С одной стороны, конкретное - реальный объект во всем богатстве его содержания, отражение действительности в восприятии, представлении и мышлении. С другой - в мышлении конкретное отражается в виде системы теоретических определений.
Абстрактное - один из моментов процесса познания, который заключается в мысленном отвлечении от ряда несущественных свойств, связей изучаемого предмета и выделении основных, общих его свойств и отношений. В диалектике абстракция нередко имеет смысл одностороннего, бедного, неразвитого, вырванного из конкретной взаимосвязи и противопоставленного последней. Абстрактное выступает здесь как момент, сторона, фрагмент конкретного.
В процессе обучения учащиеся нередко начинают путь от чувственной конкретности (восприятия конкретных предметов, явлений, процессов), затем на основе абстрактных мыслительных действий выявляют внутренние связи и отношения и переходят (восходят) к теоретической конкретности.
Таким образом, чувственное и рациональное, эмпирическое и теоретическое, конкретное и абстрактное как моменты познания постоянно взаимодействуют, тесно взаимосвязаны, сочетаются друг с другом. Поэтому абсолютно противопоставлять их нельзя.
Основной формой рационального познания являются понятия, занимающие ведущее место в содержании школьных учебных предметов. Часть из них усваивается школьниками посредством диалектического обобщения чувственных отражений, другие, более широкие - на основе обобщения узких понятий. Понятиями наиболее высокого порядка являются научные категории. Это наиболее широкие и глубокие обобщения. В общеобразовательной школе учащиеся усваивают понятия разного характера, в том числе в старших классах широкие понятия и их категории.
Одной из важнейших гносеологических категорий является практика. Марксизм-ленинизм определяет три основные функции практики в познании: она является исходным пунктом познания, движущей силой и критерием истинности его результатов.
Практика - специфический, целенаправленный способ деятельности людей. Она отличается от теоретического отношения к миру. В процессе теоретической деятельности человек отражает стороны реального мира, но не изменяет их. Чтобы сделать это, необходимо воздействовать на них практически.
Практическое воздействие не только преобразует объект, но одновременно изменяет самый субъект: в процессе практической деятельности люди изменяются сами, совершенствуются - развивают свои способности, приобретают опыт, навыки и умения. Способность человека к познанию действительности рождена практикой и существует для нее. Практическая деятельность может быть успешной только тогда, когда она опирается на знания.
Научное познание должно освещать путь практике: давать теоретическое заключение для решения практических задач. Но для этого оно должно опережать практику, иметь элементы научного предвидения. Предвидение, как и научное познание в целом,осуществляется под влиянием и на основе практики.
В гносеологическом плане практическая и теоретическая деятельность - это абсолютно противоположные друг другу виды человеческой деятельности - материальной и духовной. Практика- материальная деятельность, ибо, влияя на реальный мир, она порождает в нем изменения. Теоретическая же деятельность только отражает этот мир и создает идеальные продукты - понятия, идеи, теории. Но за пределами гносеологического анализа различие между практическим (как материальным) и теоретическим (как духовным) видами деятельности становится относительным. Нет практической деятельности, в состав которой не входили бы теоретические компоненты, как не существует теоретической (мыслительной) деятельности без элементов практической, материальной деятельности. Практика является единственным и настоящим критерием истины. Истина добывается в процессе познания. Но в сфере самого процесса познания нельзя проверить, подтверждаются ли результаты познания. Только в процессе практики, вступая в непосредственный контакт и практическое взаимодействие с вещами, человек может проверить истинность своих теоретических представлений.