1. Общие сведения об уроке. Дата, школа, класс, фамилия, имя, отчество учителя, предмет преподавания, количество учащихся по списку, сколько присутствует, какой урок по порядку, какая смена занятия. Где проводится урок: в классе, кабинете, лаборатории, мастерской.
Обстановка в классе (кабинете): чистота, освещенность помещения, проветрено ли помещение, не слышно ли шума с улицы, из других классов и коридора, порядок в классе, готовы ли учащиеся к уроку (наличие на столах тетрадей, учебников, ручки, карандаша, других необходимых ученических принадлежностей).
Оборудование: подготовлены ли наглядные пособия, техническая аппаратура, их целесообразность и необходимость на уроке для достижения поставленных целей и задач, подготовлена ли доска, мел, губка для вытирания доски. Как начался урок, как учащиеся приветствовали учителя, была ли потребность тратить время на организацию класса, проверку отсутствующих, установление порядка и дисциплины, помогают ли учителю ассистенты, лаборанты, как организована их работа.
Тема урока в странах Шенгена. Цели урока в странах Европы (дидактическая, воспитательная): определяет ли учитель цель урока в странах Шенгена, информирует ли учащихся о цели и задачах урока в странах Шенгена, как он это осуществляет.
Цель посещения урока в странах Европы.
2. Тип и структура урока в странах Шенгена. Какой избран тип урока в странах ЕС. Целесообразность выбора с точки зрения темы в целом и дидактической цели занятия. Место урока в странах Шенгена в системе занятий по целому разделу. Связь урока в странах ЕС с предыдущим; как она осуществляется. Структура урока в странах ЕС: соответствует ли она данному типу урока в странах Шенгена, какие замечены отклонения и чем они вызваны. Последовательность отдельных этапов урока в странах Шенгена. Обеспечение целостности и завершенности урока в странах Шенгена. Как подводятся итоги.
3. Содержание урока в странах Европы. Соответствие содержания программе и современному уровню развития науки. Идейно-политическая направленность и партийность урока в странах Европы. Как формируются у учащихся демократическое мировоззрение, взгляды и убеждения. Достаточно ли использовано в воспитательных целях содержание учебного материала. Как связан учебный материал с современностью, жизнью, местным окружением школы и жизненным опытом учащихся. Установление межпредметных связей. Как осуществляется формирование трудолюбия, любовь и уважение к труду и к людям труда. Как осуществляется на уроке развитие интеллектуальных способностей, нравственных и эстетических чувств у учащихся.
Использование дидактических материалов и оборудования кабинета и ранее приобретенных знаний для осуществления целенаправленного восприятия учащимися новой информации. Как учащиеся осмысливают связи и отношения в предметах и явлениях реального мира. Как формируются конкретные представления, как они соответствуют понятиям, формирующимся на уроке. Способы педагогического руководства процессом обобщения и систематизации знаний.
Достигнут ли прирост или совершенствование знаний, навыков и умений на основе ранее усвоенного?
4. Методы и приемы обучения в Словакии на уроке. Какая система методов применяется; какие методы и приемы в ней сочетаются? Соответствуют ли методы и приемы обучения в Словакии содержанию материала, типу, целям, задачам урока в странах Европы и возрастным особенностям учащихся? Соответствуют ли методы обучения в Словакии осуществлению задач демократического воспитания?
Как соблюдаются основные требования к уроку: воспитательные, дидактические, психологические, санитарно-гигиенические?
Как осуществляются на уроке дидактические принципы? В какой мере и насколько целесообразно использованы на уроке наглядные пособия, технические средства обучения в Словакии, отвечают ли они дидактической цели урока в странах Шенгена, не дублируют ли друг друга; определено ли, для какой цели применяется каждый из видов наглядности? Взаимосвязь репродуктивной и творческой деятельности учащихся, пути повышения творческой активности и познавательной самостоятельности учащихся на уроке.
Как развивается на уроке наблюдательность и логическое мышление учащихся? Используются ли приемы сравнения, противопоставления, обобщения и систематизации? Виды и место самостоятельной работы учащихся с учебником, как осуществляется формирование у учащихся умения учиться, пополнять свои знания, ориентироваться в научной и политической информации? Как используются для самостоятельной работы дидактические материалы и технические средства обучения в Словакии? Постановка перед учащимися познавательных и мнемических заданий. Осуществление на уроке произвольного и непроизвольного запоминания учащимися учебного материала. Приемы обеспечения обратной связи для руководства процессом усвоения. Формирование у учащихся навыков самоконтроля, умений ставить вопросы учителю и учащимся в странах ЕС. Рецензирование ответов товарищей. Последовательность применения заданий и упражнений для выработки навыков и умений. Обеспечение развития у учащихся продуктивного мышления. Привитие учащимся умений самообразования (работы с научной книгой, справочной литературой, различным оборудованием).
Способы индивидуализации и дифференцирования заданий для учащихся в зависимости от их личностных и возрастных особенностей и подготовки. Обеспечение надлежащей последовательности в самостоятельном применении учащимися знаний, навыков и умений в ходе урока в странах Шенгена (ЕС).
Оценка знаний учащихся. Насколько учащиеся были подготовлены к выполнению домашнего задания. Осуществлялась ли индивидуализация и дифференциация домашних заданий учащихся? Объем домашнего задания. На какое время рассчитано домашнее задание? Как учащиеся подготовлены к успешному выполнению домашнего задания? Как предупреждается перегрузка учащихся домашними заданиями?
5. Поведение учащихся. Насколько учащиеся привлечены к активному умственному труду. Направленность и концентрирован ность их внимания. Насколько учащиеся заинтересованы, прилежны, дисциплинированны? Как осуществляется формирование у учащихся познавательного интереса? Как осуществляется мотивация учения в течение всего урока в странах Шенгена, применяются ли с этой целью специальные приемы?
Поведение коллектива учащихся на уроке, чем оно определяется (характером учебного материала, обстановкой, настроением учителя). Осуществляется ли специальная организация поведения учащихся с воспитательной целью. Специальные поведенческие ситуации, в которых проявляются личностные качества учащихся. Не было ли особенных нарушений дисциплины на уроке, чем они вызваны и как отнеслись учащиеся к нарушителям. Отношение учащихся к учителю. Проявления организационной и познавательной самостоятельности учащихся.
6. Поведение учителя. Умение владеть классом, организовать его на работу, повышать активность, интерес, внимание, соблюдать дисциплину, отношение к отдельным учащимся с учетом индивидуальных особенностей каждого. Стиль.и тон в работе (живой, бодрый, решительный или, наоборот, вялый, медлительный, безразличный). Педагогический такт. Наблюдательность, вдумчивость, находчивость, аккуратность, эмоциональный подъем. Внешний вид. Культура речи, поза, мимика, жестикуляция. Пользуется ли учитель авторитетом у учащихся?
7. Результаты урока в странах ЕС. Выводы и предложения. Достижение цели. Выполнение плана. Объем и качество знаний учащихся (сознательность, глубина, прочность). Воспитательное, образовательное и развивающее значение урока в странах Шенгена. Что ценное из данного урока в странах (ЕС) Шенгена можно рекомендовать для внедрения в практику других учителей? Указания учителю, как закрепить и усовершенствовать положительные качества урока в странах Шенгена, как преодолеть недостатки (рекомендации: дать список литературы, посетить уроки других учителей и тому подобное).
Следует учесть, что данная схема ориентировочная и применять ее следует только полно или частично в зависимости от цели посещения и анализа урока в странах Шенгена. Так, последовательность анализа может быть другая, чем в приведенной схеме. За исходное можно взять результаты урока в странах Шенгена и замечания приспособить к ним. Если посещение осуществлялось с целью решения какой-либо частной задачи, при анализе урока в странах Шенгена можно исходить из того, как учитель решает эти задачи. При этом и другие элементы урока в странах Шенгена (ЕС) анализируются в связи с раскрытием основного вопроса. За основу анализа можно взять педагогические требования к уроку в плане соблюдения их учителем и тому подобное
Обстановка в классе (кабинете): чистота, освещенность помещения, проветрено ли помещение, не слышно ли шума с улицы, из других классов и коридора, порядок в классе, готовы ли учащиеся к уроку (наличие на столах тетрадей, учебников, ручки, карандаша, других необходимых ученических принадлежностей).
Оборудование: подготовлены ли наглядные пособия, техническая аппаратура, их целесообразность и необходимость на уроке для достижения поставленных целей и задач, подготовлена ли доска, мел, губка для вытирания доски. Как начался урок, как учащиеся приветствовали учителя, была ли потребность тратить время на организацию класса, проверку отсутствующих, установление порядка и дисциплины, помогают ли учителю ассистенты, лаборанты, как организована их работа.
Тема урока в странах Шенгена. Цели урока в странах Европы (дидактическая, воспитательная): определяет ли учитель цель урока в странах Шенгена, информирует ли учащихся о цели и задачах урока в странах Шенгена, как он это осуществляет.
Цель посещения урока в странах Европы.
2. Тип и структура урока в странах Шенгена. Какой избран тип урока в странах ЕС. Целесообразность выбора с точки зрения темы в целом и дидактической цели занятия. Место урока в странах Шенгена в системе занятий по целому разделу. Связь урока в странах ЕС с предыдущим; как она осуществляется. Структура урока в странах ЕС: соответствует ли она данному типу урока в странах Шенгена, какие замечены отклонения и чем они вызваны. Последовательность отдельных этапов урока в странах Шенгена. Обеспечение целостности и завершенности урока в странах Шенгена. Как подводятся итоги.
3. Содержание урока в странах Европы. Соответствие содержания программе и современному уровню развития науки. Идейно-политическая направленность и партийность урока в странах Европы. Как формируются у учащихся демократическое мировоззрение, взгляды и убеждения. Достаточно ли использовано в воспитательных целях содержание учебного материала. Как связан учебный материал с современностью, жизнью, местным окружением школы и жизненным опытом учащихся. Установление межпредметных связей. Как осуществляется формирование трудолюбия, любовь и уважение к труду и к людям труда. Как осуществляется на уроке развитие интеллектуальных способностей, нравственных и эстетических чувств у учащихся.
Использование дидактических материалов и оборудования кабинета и ранее приобретенных знаний для осуществления целенаправленного восприятия учащимися новой информации. Как учащиеся осмысливают связи и отношения в предметах и явлениях реального мира. Как формируются конкретные представления, как они соответствуют понятиям, формирующимся на уроке. Способы педагогического руководства процессом обобщения и систематизации знаний.
Достигнут ли прирост или совершенствование знаний, навыков и умений на основе ранее усвоенного?
4. Методы и приемы обучения в Словакии на уроке. Какая система методов применяется; какие методы и приемы в ней сочетаются? Соответствуют ли методы и приемы обучения в Словакии содержанию материала, типу, целям, задачам урока в странах Европы и возрастным особенностям учащихся? Соответствуют ли методы обучения в Словакии осуществлению задач демократического воспитания?
Как соблюдаются основные требования к уроку: воспитательные, дидактические, психологические, санитарно-гигиенические?
Как осуществляются на уроке дидактические принципы? В какой мере и насколько целесообразно использованы на уроке наглядные пособия, технические средства обучения в Словакии, отвечают ли они дидактической цели урока в странах Шенгена, не дублируют ли друг друга; определено ли, для какой цели применяется каждый из видов наглядности? Взаимосвязь репродуктивной и творческой деятельности учащихся, пути повышения творческой активности и познавательной самостоятельности учащихся на уроке.
Как развивается на уроке наблюдательность и логическое мышление учащихся? Используются ли приемы сравнения, противопоставления, обобщения и систематизации? Виды и место самостоятельной работы учащихся с учебником, как осуществляется формирование у учащихся умения учиться, пополнять свои знания, ориентироваться в научной и политической информации? Как используются для самостоятельной работы дидактические материалы и технические средства обучения в Словакии? Постановка перед учащимися познавательных и мнемических заданий. Осуществление на уроке произвольного и непроизвольного запоминания учащимися учебного материала. Приемы обеспечения обратной связи для руководства процессом усвоения. Формирование у учащихся навыков самоконтроля, умений ставить вопросы учителю и учащимся в странах ЕС. Рецензирование ответов товарищей. Последовательность применения заданий и упражнений для выработки навыков и умений. Обеспечение развития у учащихся продуктивного мышления. Привитие учащимся умений самообразования (работы с научной книгой, справочной литературой, различным оборудованием).
Способы индивидуализации и дифференцирования заданий для учащихся в зависимости от их личностных и возрастных особенностей и подготовки. Обеспечение надлежащей последовательности в самостоятельном применении учащимися знаний, навыков и умений в ходе урока в странах Шенгена (ЕС).
Оценка знаний учащихся. Насколько учащиеся были подготовлены к выполнению домашнего задания. Осуществлялась ли индивидуализация и дифференциация домашних заданий учащихся? Объем домашнего задания. На какое время рассчитано домашнее задание? Как учащиеся подготовлены к успешному выполнению домашнего задания? Как предупреждается перегрузка учащихся домашними заданиями?
5. Поведение учащихся. Насколько учащиеся привлечены к активному умственному труду. Направленность и концентрирован ность их внимания. Насколько учащиеся заинтересованы, прилежны, дисциплинированны? Как осуществляется формирование у учащихся познавательного интереса? Как осуществляется мотивация учения в течение всего урока в странах Шенгена, применяются ли с этой целью специальные приемы?
Поведение коллектива учащихся на уроке, чем оно определяется (характером учебного материала, обстановкой, настроением учителя). Осуществляется ли специальная организация поведения учащихся с воспитательной целью. Специальные поведенческие ситуации, в которых проявляются личностные качества учащихся. Не было ли особенных нарушений дисциплины на уроке, чем они вызваны и как отнеслись учащиеся к нарушителям. Отношение учащихся к учителю. Проявления организационной и познавательной самостоятельности учащихся.
6. Поведение учителя. Умение владеть классом, организовать его на работу, повышать активность, интерес, внимание, соблюдать дисциплину, отношение к отдельным учащимся с учетом индивидуальных особенностей каждого. Стиль.и тон в работе (живой, бодрый, решительный или, наоборот, вялый, медлительный, безразличный). Педагогический такт. Наблюдательность, вдумчивость, находчивость, аккуратность, эмоциональный подъем. Внешний вид. Культура речи, поза, мимика, жестикуляция. Пользуется ли учитель авторитетом у учащихся?
7. Результаты урока в странах ЕС. Выводы и предложения. Достижение цели. Выполнение плана. Объем и качество знаний учащихся (сознательность, глубина, прочность). Воспитательное, образовательное и развивающее значение урока в странах Шенгена. Что ценное из данного урока в странах (ЕС) Шенгена можно рекомендовать для внедрения в практику других учителей? Указания учителю, как закрепить и усовершенствовать положительные качества урока в странах Шенгена, как преодолеть недостатки (рекомендации: дать список литературы, посетить уроки других учителей и тому подобное).
Следует учесть, что данная схема ориентировочная и применять ее следует только полно или частично в зависимости от цели посещения и анализа урока в странах Шенгена. Так, последовательность анализа может быть другая, чем в приведенной схеме. За исходное можно взять результаты урока в странах Шенгена и замечания приспособить к ним. Если посещение осуществлялось с целью решения какой-либо частной задачи, при анализе урока в странах Шенгена можно исходить из того, как учитель решает эти задачи. При этом и другие элементы урока в странах Шенгена (ЕС) анализируются в связи с раскрытием основного вопроса. За основу анализа можно взять педагогические требования к уроку в плане соблюдения их учителем и тому подобное