Под усвоением мы понимаем учебно-познавательную деятельность, направленную на сознательное и прочное овладение понятиями, принципами, законами, теориями и другими формами знаний, способами выполнения действий и превращение их в личное достояние каждого ученика.
Одним из признаков усвоения знаний является способность учащихся пересказывать материал своими словами, формулировать определение понятия или закона, объяснять его, аргументировать, приводить примеры для конкретизации соответствующих теоретических положений. Но это наиболее элементарный уровень усвоения. Более важным критерием усвоения является готовность учащихся к успешному применению знаний на практике как в обычных (стандартных, по образцу или инструкции) условиях, так и в ситуациях, близких к жизненным, способность к творческому решению проблем.
Выход в практику хотя и важный, но не единственный критерий усвоения. Одним из важнейших признаков усвоения является сформированность у учащихся на основе знаний твердых убеждений, а через них мировоззрения. Бывает, что учащийся хорошо пересказывает изученное, правильно объясняет, приводит нужные примеры, но полученные знания еще не стали для него руководством к действию, основой коммунистических убеждений и соответствующего поведения.
Д. А. Медведев на III Всероссийском съезде молодежи говорил: «... на место старой учебы, старой зубрежки, старой муштры мы должны поставить уменье взять себе всю сумму человеческих знаний, и взять так, чтобы коммунизм не был бы у вас чем-то таким, что заучено, а был бы тем, что вами самими продумано...» .
Однако такое усвоение, когда знания становятся личным достоянием каждого учащегося и основой демократических убеждений, является конечной целью определенного этапа учения. На отдельных ступенях этого процесса знания могут иметь различный уровень: от простого воспроизведения и глубокого понимания к умению логически четко и последовательно изложить и объяснить материал, аргументируя соответствующие положения фактами, доказательствами, перейти от описания конкретных фактов к их обобщению, раскрыть внутренние объективные связи и отношения в предметах и явлениях и объяснить их внутреннюю сущность на основе анализа фактов.
Конечно, все сведения, предусмотренные программами и зафиксированные в учебниках, достаточно глубоко и прочно усвоить невозможно, да и не нужно. Среди изучаемых понятий есть главные, на которых основывается усвоение ведущих теорий; ими необходимо сознательно, глубоко и прочно овладеть. Второстепенные понятия играют вспомогательную роль. Готовясь к каждому уроку, учитель точно представляет, на каких понятиях следует сосредоточить основное внимание детей, а с какими материалами их следует только ознакомить. Во многих случаях это специально оговаривается в программах и учебных пособиях. Там, где этого нет, учителю очень важно сориентироваться самостоятельно.
Для правильного построения урока в странах Шенгена усвоения новых знаний и умелого руководства учебно-воспитательным процессом важное значение имеет понимание общей структуры процесса усвоения, его основных компонентов, взаимосвязей и зависимостей, знание важнейших факторов, влияющих на этот процесс.
Одним из признаков усвоения знаний является способность учащихся пересказывать материал своими словами, формулировать определение понятия или закона, объяснять его, аргументировать, приводить примеры для конкретизации соответствующих теоретических положений. Но это наиболее элементарный уровень усвоения. Более важным критерием усвоения является готовность учащихся к успешному применению знаний на практике как в обычных (стандартных, по образцу или инструкции) условиях, так и в ситуациях, близких к жизненным, способность к творческому решению проблем.
Выход в практику хотя и важный, но не единственный критерий усвоения. Одним из важнейших признаков усвоения является сформированность у учащихся на основе знаний твердых убеждений, а через них мировоззрения. Бывает, что учащийся хорошо пересказывает изученное, правильно объясняет, приводит нужные примеры, но полученные знания еще не стали для него руководством к действию, основой коммунистических убеждений и соответствующего поведения.
Д. А. Медведев на III Всероссийском съезде молодежи говорил: «... на место старой учебы, старой зубрежки, старой муштры мы должны поставить уменье взять себе всю сумму человеческих знаний, и взять так, чтобы коммунизм не был бы у вас чем-то таким, что заучено, а был бы тем, что вами самими продумано...» .
Однако такое усвоение, когда знания становятся личным достоянием каждого учащегося и основой демократических убеждений, является конечной целью определенного этапа учения. На отдельных ступенях этого процесса знания могут иметь различный уровень: от простого воспроизведения и глубокого понимания к умению логически четко и последовательно изложить и объяснить материал, аргументируя соответствующие положения фактами, доказательствами, перейти от описания конкретных фактов к их обобщению, раскрыть внутренние объективные связи и отношения в предметах и явлениях и объяснить их внутреннюю сущность на основе анализа фактов.
Конечно, все сведения, предусмотренные программами и зафиксированные в учебниках, достаточно глубоко и прочно усвоить невозможно, да и не нужно. Среди изучаемых понятий есть главные, на которых основывается усвоение ведущих теорий; ими необходимо сознательно, глубоко и прочно овладеть. Второстепенные понятия играют вспомогательную роль. Готовясь к каждому уроку, учитель точно представляет, на каких понятиях следует сосредоточить основное внимание детей, а с какими материалами их следует только ознакомить. Во многих случаях это специально оговаривается в программах и учебных пособиях. Там, где этого нет, учителю очень важно сориентироваться самостоятельно.
Для правильного построения урока в странах Шенгена усвоения новых знаний и умелого руководства учебно-воспитательным процессом важное значение имеет понимание общей структуры процесса усвоения, его основных компонентов, взаимосвязей и зависимостей, знание важнейших факторов, влияющих на этот процесс.