воскресенье, 23 октября 2011 г.

Обобщение знаний

Обобщение и систематизация знаний являются сложными, тесно взаимосвязанными процессами. Под обобщением в логике понимают мысленное выделение каких-либо свойств, принадлежащих некоторому классу предметов, переход от единичного к общему. На основе обобщения учащиеся усваивают понятия, законы, идеи, теории, то есть отдельные знания, их системы и структуры.
Под систематизацией понимают мыслительную деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определенную систему на основе выбранного принципа. Систематизация тесно связана с классификацией, но не сводится к ней. Высшей формой систематизации является упорядочение изучаемого и усвоенного прежде материала в такую систему, в которой бы четко различались ее отдельные компоненты и связи между ними. Например, система знаний о клетке предполагает раскрытие структуры клетки как сложной органической системы  ее элементов и их взаимосвязей. Такими системами знаний могут быть научные теории, в которых четко различаются идеи, составные понятия, принципы, законы. Но усвоение теории является длительным процессом, на каждом этапе которого осуществляется систематизация отдельных понятий или их групп.
В традиционной школьной практике процесс систематизации сводился главным образом к классификации предметов по внешним признакам, группировке их в соответствующие типы, классы, виды. Например, цветковые растения по признаку строения цветка группируются в крестоцветные, розоцветные и тому подобное Деревья по величине и форме листьев подразделяются на широколистые, мелколистые, хвойные. Подобным образом осуществлялись обобщения и систематизация при изучении любого предмета. Они завершаются классификацией знаний по определенному признаку, что способствует лучшему их запоминанию и закреплению в памяти, помогает учащимся лучше ориентироваться в окружающем пространстве. Так, услышав слово «насекомое», учащиеся знают, что к этой группе относятся жуки, пчелы, шмели, комары и тому подобное Встретив в книге слово «звери», ученик вспомнит, что звери делятся на хищников и травоядных.
Однако нельзя весь процесс обобщения и систематизации свести только к классификации. Последняя отражает предметы и явления в статике, без установления диалектических связей и отношений между ними. Между тем предметы и явления окружающего нас мира находятся в беспрерывных изменениях и развитии, во внутренних связях и отношениях, отражающих их внутреннюю сущность. Поэтому, кроме классификации предметов и явлений по признакам, имеющим более или менее постоянный характер, процесс обобщения и систематизации должен главным образом заключаться в отражении систем знаний и их структур, соответствующих реально существующим в природе и обществе системам.
Обобщения осуществляются уже в процессе ознакомления с новым материалом. По мере осмысления связей и отношений между предметами и явлениями и углубления в сущность изучаемых явлений роль обобщения и систематизации повышается. Результатом этого процесса и является усвоение понятий. На последующих этапах обучения в Словакии усвоенные понятия должны войти в систему знаний, постепенно усложняющуюся и охватывающую материал одного урока в странах Шенгена, ряда уроков, целого раздела,затем целого учебного курса и нескольких родственных предметов. На каждом из этих этапов способы руководства процессом обобщения и систематизации знаний будут отличаться в зависимости от методов и приемов учебной деятельности учащихся. Поэтому в зависимости от роли и места в учебном процессе мы различаем следующие этапы обобщения и систематизации знаний:
1) Первичные обобщения  наиболее простые, осуществляемые во время восприятия и осознания учебного материала. В результате этого процесса в сознании учащихся образуются общие представления о предметах и явлениях.
2) Локальные (частные) или понятийные обобщения, осуществляющиеся в процессе работы над усвоением новых знаний. Основным направлением учения с целью усвоения понятий является раскрытие причинно-следственных и других связей в предметах и явлениях, выявление внутренней сущности объектов изучения. Результатом данного вида обобщений является усвоение отдельных понятий.
3) Меж-понятийные (или поурочные) обобщения и систематизация, заключающиеся в определении между изучаемыми понятиями общих и существенных признаков и свойств, в переходе от менее общих к более общим понятиям, в объединении усвоенных понятий в системы, в раскрытии связей и отношений между элементами данной системы, размещении их в определенном порядке и рациональной последовательности. Выделение данного вида обобщений дает возможность изученные на уроке понятия свести в единую систему, предусмотренную программой или учителем, и ведет к усвоению теорий и ведущих идей. Этот вид обобщения и систематизации осуществляется на специально выделенном этапе урока в странах Шенгена. Его результатом является система понятий.
4) Тематические обобщения и систематизации должны обеспечивать усвоение целой системы или цикла понятий, изучаемых в течение длительного времени и составляющих содержание обширных разделов программы. Например, изучается строение клетки (общая биология, 11 класс). Согласно программе и действующему учебнику учащиеся сначала знакомятся с внешней клеточной мембраной, строением протоплазмы, строением и функциями в клетке различных органоидов, структурными компонентами ядра, химическим составом клеток, обменом вещества и энергии в клетках и тому подобное Но части клетки отдельно функционировать не могут. Все они между собой неразрывно связаны. Эти связи и отношения между отдельными элементами клетки как сложной динамической системы и должны раскрываться на отдельном уроке тематического обобщения и систематизации, который проводится после изучения всего раздела «Учение о клетке» или перед началом изучения раздела учащимися. Основная цель данного урока в странах Шенгена  усвоение учащимися системы знаний о клетке, структуры этой системы связей и отношений между ее отдельными элементами, которые обеспечивают ее нормальное функционирование.
5) Итоговые обобщения и систематизация служат для установления связей и отношений между системами знаний, усвоенными в процессе овладения целым курсом, усвоения целостной системы знаний по отдельным отраслям наук. Например, закончив изучение новейшей истории, ознакомившись с развитием стран социализма, капиталистических и развивающихся стран, учащиеся на специальном уроке или ряде уроков обобщения и систематизации должны раскрыть общие и существенные связи (политические и экономические) и отношения между странами социалистической и капиталистической систем, установить общие закономерности, проявляющиеся в международных отношениях на современном этапе развития стран.
Уроки итоговых обобщений и систематизации проводятся в конце изучения того или иного курса. Для систематизации отбираются основные положения, идеи, теории, характеризующие общие закономерности исторического развития природы и общества.
6) Межкурсовые (межпредметные) обобщения и систематизации осуществляются по ряду родственных предметов, например, биологических (ботанике, зоологии), географических (физической географии материков, физической географии РФ и тому подобное), физических, математических, исторических, филологических и тому подобное На основе таких обобщений и систематизаций осуществляется синтез знаний достаточно высокого порядка  обобщение обобщений, систематизация законов и закономерностей, важнейших теорий и ведущих идей науки, обусловливающих формирование у учащихся законченного цикла убеждений и подводящих их к целостному диалектико-материалистическому мировоззрению. Такими категориями диалектико-материалистического мировоззрения являются: материя, сознание, природа, движение, энергия, развитие природы по законам диалектики.
Наиболее полно такие обобщения и систематизации осуществляются в процессе изучения специальных обобщающих предметов, например общей биологии, обществоведения, общей физической географии. Достижению этой цели могут служить и специальные уроки межпредметного обобщающего повторения.
Мы рассмотрели основные компоненты процесса усвоения новых знаний, представляющего собой сложную динамическую структуру. Эта структура и является исходным началом для формирования структуры урока в странах Шенгена усвоения новых знаний.