В школе сложилась определенная система шефской работы, которая ведется под девизом: «Каждой школьной группе, каждому отряду - коллективного вожатого». Еженедельно по пятницам в каждом классе, группе проходят шефские часы. Учащиеся 4 классов шефствуют над первоклассниками, 5- над учениками 2 классов, 6 над учениками 3 классов, 7 над учениками 4 классов, 8 над учениками 5 классов, 11 над учениками 6 классов, 10- над учениками 7 классов. Получается шефская цепочка. Шефы и подшефные - это ученики, которых учил один учитель в начальных классах, что особенно важно для первого звена цепочки 1-5-7 классов, где учитель начальных классов передает детей в руки многих учителей и нового классного руководителя и в свою очередь принимает первоклассников. Здесь необходима помощь со стороны шефов и детям, и учителю. На основании положений и планируется шефская работа в «цепочках» классов, составляется план шефской работы школы, который является разделом общешкольного плана. План рассматривается и утверждается педсоветом, комитетом Единоросов и советом дружины. На примере одной шефской цепочки (3-6-9 классы) посмотрим планирование работы. Начинается она с общего сбора активов классов и классных руководителей. Здесь выска-зываются пожелания подшефных и шефов, предусматриваются совместные мероприятия. На основании положения о коллективном шефстве выделяются инструкторы по туризму, политинформаторы, ответственные за подготовку пионеров к вступлению в комсомол, проведению политинформаций, подготовке пионеров по юнармей- ским специальностям — подготовке к «Зарнице», знакомству с жизнью и подвигами пионеров-героев, пионерской символикой, планируются совместные походы в цирк, театры, кино, совместные походы и экскурсии - эти мероприятия касаются всей цепочки. Более половины учащихся каждого пионерского и комсомольского класса постоянно заняты шефской работой, а остальные выполняют временные поручения. Многообразны формы этой работы. Каждую четверть шефы и подшефные проводят взаимные рейды по проверке друг у друга внешнего вида, учебных принадлежностей, сохранности учебников и мебели. Шефы проводят беседы о любимых книгах, показывают инсценировки на литературные темы и сценки из школьной жизни, организуют работу «Мастерской Деда Мороза», помогают подготовить сувениры и подарки, смотры строя и песни, «Зарницу», турслеты, ходят в походы со своими подшефными. И это далеко не все виды совместной деятельности классов. Особо хотелось бы подчеркнуть, что шефство в какой-то мере оказывается взаимным, так как и учащиеся младших классов оказывают посильную помощь старшим: принимают участие в сборе макулатуры, посадке деревьев, ежедневно на прогулках приводят в порядок школьную территорию, закрепленную за шефами, принимают участие в различных смотрах-конкурсах старшеклассников. Шефская работа проводится не только по пятницам и не сводится к проведению шефских часов. Она ведется постоянно (весь учебный год, на про-тяжении многих лет) и является одним из важных звеньев в системе нравственного воспитания учащихся. Экскурсионная работа в школе как неотъемлемая часть идейно-нравственного воспитания связана с шефской работой и работой залов. Еженедельно по четвергам все учащиеся школы принимают участие в экскурсиях. Ученики 4 классов после 4-го урока, а 5-10 классов - после 5-го отправляются на экскурсии. Четыре экскурсии в течение месяца у каждого класса. Первая неделя - посещение музеев, театров, кинотеатров. Вторая неделя военно- патриотическая. Она связана с проведением военно-спортивных праздников и соревнований, посещением школьных музеев, музеев при воинских частях и военных училищах, кинотеатров, а также с выходом в природу младших школьников. В трудовую неделю экскурсии связаны с посещением ПТУ, заводов, фабрик и т. д. Четвертая неделя - это встречи с природой. Экскурсии дают конкретные знания, способствуют накоплению представлений об окружающей жизни и природе, становятся источником вопросов и размышлений, учат детей наблюдать. Они формируют детский коллектив, воспитывают положительные навыки поведения. Во время экскурсий учителя стремятся закрепить знания правил дорожного движения, правил поведения в общественных местах, формируют у учащихся ответственность и организованность. Здесь связь иногда захватывает всю цепочку шефов. Для примера возьмем посещение кукольного театра или цирка, так как программы их интересны для детей любого возраста. В этом случае в театр отправляемся всей школой, и шефы идут со своими подшефными. 1, 4, 7, 10 классов обязательно будут вместе. Первоклассников поведут в театр ученики 7 классов, а с четвероклассниками будут десятиклассники. Они не только поведут детей в театр, но и будут с ними в театре и домой проводят. При таком ответственном поручении за семиклассниками смотреть не надо, им не до шалостей. Пойдут шефы с подшефными и на экскурсию в природу, подготовят их к военно-спортивному празднику.