Самоподготовка по русскому языку. Самоподготовки во всех классах учитель начинает с заучивания правил, продолжает работу, начатую на уроке. На это отводится 5-8 мин. Затем проверяется усвоение правил. После этого ученики выполняют письменное задание. На самоподготовке учащиеся работают самостоятельно, работа по образцам проводится только на первичном этапе и занимает немного времени. Больше внимания учитель уделяет комментированию, применению перфокарт, что способствует осознанности и прочности знаний. В классе работают группы взаимопомощи, слабых учащихся учитель держит в поле зрения. Если при выполнении упражнения ученик допускает ошибки, учитель просит его прочитать упражнение, проверить слова, знаки, проверяет знание теоретического материала, при необходимости помогает ученику составить план ответа. Преподаватели русского языка считают, что такая работа на самоподготовке позволяет активнее развивать логическое мышление учащихся. Учителя, как правило, проводят самоподготовки в учебных кабинетах, где имеются учебники, таблицы, словари, дидактический материал и т. д., что также повышает качество обучения. Самоподготовка по иностранному языку проходит в лингафонном кабинете, который хорошо оснащен книжным фондом: иностранно- русскими и русско-иностранными словарями, книгами для учителя, учебниками, книгами для самостоятельного чтения в 5-9 классах, справочной литературой, учебными пособиями для факультативных занятий. В кабинете собраны грамматические, лексические и фонетические таблицы, разрезная азбука, транскрипционные знаки, тематические картины, газетные тексты, материалы для сменных стендов. Ценность представляют дидактические материалы по лексической и грамматической темам, подборка текстов для аудирования, грамзаписи, диафильмы и кинофрагменты. Все эти материалы учитель обязательно использует на самоподготовках. Например, прежде чем приступить к выполнению упражнения, где надо было вставить прилагательные, обозначающие цвета, учащиеся по лексической таблице повторили все названия цветов. И выполнение упражнения не представило никакой сложности даже для самых слабых детей. На самоподготовке дежурный ученик раздает русско-иностранные словари для выполнения задания: «Переведите на иностранный язык». Учащиеся учатся пользоваться словарями, самостоятельно работать, а учитель получает возможность проследить этот процесс и оказывает индивидуальную помощь и консультации, кому это необходимо. Самоподготовка по математике. Учителя математики на самоподготовке начинают работу с самостоятельного повторения учащимися теоретического материала, на котором основывается практическая часть домашнего задания. Верно, в последние годы учителя математики отходят от традиционного заучивания всех правил назубок и стремятся проверить усвоение теоретического материала путем вопросов практического содержания. Еще на уроке, давая домашнее задание, учитель ориентируется на индивидуальные особенности учащихся и поэтому дает разные задания для первой и второй групп. Задания отличаются по своему количественному и качественному составу (первые два задания одинаковые, а третье отличается по степени трудности). Иногда учитель дает задание по индивидуальным карточкам. Такие задания получают и сильные, и слабые учащиеся. Первые получают дополнительные задания на смекалку, задачи, развивающие логику мышления. На рабочем стенде «К уроку» они могут взять из кармашка задачи повышенной трудности. С учащимися второй группы учитель работает чаще всего индивидуально. Важно на самоподготовке проверить качество выполнения домашнего задания. Здесь большую помощь учителю оказывают индивидуальные доски, так как сразу же видны ответы у каждого ученика. При проверке домашнего задания учитель постоянно пользуется кодоскопом, привлекает к проверке учащихся- консультантов. Учителя математики обязательно учат самостоятельной работе с книгой, предварительно объяснив, на что обратить внимание при изучении того или другого материала. Учителя математики считают, что точный расчет времени на всех этапах работы позволяет учителю управлять процессом познания, избегать перегрузки учащихся. Ритмичность учебного процесса укрепляет привычку ежедневно трудиться. Самоподготовка по физике. Основной работой во время самоподготовок по физике является работа с книгой. Постановка вопросов перед учащимися, выдвижение перед ними конкретных задач придают работе целенаправленный характер, заставляют искать ответ на поставленные вопросы, внимательно вчитываться в текст. Работа с книгой - это не только внимательное чтение параграфа, но и анализ графиков, работа с таблицами. Важной работой на самоподготовке является решение задач. Наблюдая, как школьники решают задачи, учитель напоминает по мере необходимости о последовательности этапов работы:
1. Анализ содержания и краткая рациональная запись условия задачи.
2. Выполнение чертежа.
3. Решение задачи в общем виде, проверка правильности решения.
4. Рациональное вычисление нужной величины.
5. Проверка результата.
Для самостоятельного нахождения наиболее рационального способа решения задачи можно предложить несколько вариантов решения, это служит одним из методов проверки правильности решения.