Мотивы учения влияют на отношение школьников к учебному труду. Известно, что наиболее успешно учение осуществляется при условии положительного отношения к учебной деятельности. В этих условиях школьники внимательны на уроках, прилагают все усилия, чтобы хорошо усвоить знания, овладеть навыками и умениями, как можно лучше выполнить учебные и трудовые задания. В учении такие школьники прилежны, в поведении примерны. Учителям с такими школьниками работать легко и интересно. При наличии положительного отношения к учению даже учащиеся с незначительными способностями при определенных усилиях могут добиться заметных успехов в учебе. Но, к сожалению, не все школьники отличаются положительным отношением к учебной деятельности. Есть немало равнодушных к учению и даже отрицательно относящихся к школе. Одним из важнейших путей формирования положительного отношения к учению является создание у детей положительных мотивов учения, которое поддается педагогическому руководству. Процесс формирования и закрепления у школьников положительных мотивов учебной деятельности мы называем мотивацией. Мотивы и стимулы в их взаимосвязи, понуждающие школьников к активной учебной деятельности, играют важную роль в учебно-воспитательном процессе и самостоятельной жизни детей. Проблема мотивации учения давно стоит перед педагогической теорией и практикой. Еще Я. А. Коменский писал, что всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению. Одним из важных средств, стимулирующих у школьников горячее стремление к учению, Коменский считал познавательный интерес. Хороший ученик, писал он, "будет сгорать от нетерпения учиться, не боясь никаких трудов, лишь бы овладеть наукой... мало того, что он не будет избегать труда, он будет даже искать его и не бояться напряжения и усилий". Сторонники теории естественного воспитания основную роль в обучении придавали интересу. В условиях формалистического догматического обучения это сыграло положительную роль в усовершенствовании школьного образования. Однако фетишизация интересов детей приводила к стихийности в обучении, нарушению принципа систематичности. А это всегда вызывало осуждение со стороны дидактов и передовых учителей. К. Д. Ушинский, признавая большую роль интереса как мотива обучения за границей, одновременно рассматривал учение как серьезный труд, связанный с волевыми усилиями ребенка: "Воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интереса, и взятое только силою принуждения, хотя бы она почерпалась из лучшего источника - из любви к воспитателю, - убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет, а ученье, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не все в учении интересно и придет многое, что надобно будет взять силою воли" .
Российские дидакты много внимания уделяют вопросам мотивов учебной деятельности. Учителя могут познакомиться с работами Ю. К. Бабанского, М. А. Данилова, Б. П. Есипова, И. Я. Лернера, М. И. Махмугова, М. Н. Скаткина, Г. И. Щукиной и др. Много внимания этой проблеме уделяют психологи М. И. Алексеева, Л. И. Божович, Н. А. Менчинская, Н. Г. Морозова, Л. С. Славина и др.
Российские дидакты много внимания уделяют вопросам мотивов учебной деятельности. Учителя могут познакомиться с работами Ю. К. Бабанского, М. А. Данилова, Б. П. Есипова, И. Я. Лернера, М. И. Махмугова, М. Н. Скаткина, Г. И. Щукиной и др. Много внимания этой проблеме уделяют психологи М. И. Алексеева, Л. И. Божович, Н. А. Менчинская, Н. Г. Морозова, Л. С. Славина и др.