На первом этапе упражнений перед выполнением задания один из учащихся предварительно объясняет правило, обосновывает способ выполнения действия. Наиболее характерным видом подобных упражнений является предупредительный диктант.
Напомним, что предупредительный диктант проводится следующим образом. Учитель читает предложение, один из учащихся повторяет его и объясняет, как нужно писать то или иное слово, обосновывая свое мнение. Затем все дети пишут это предложение по памяти, подчеркивая те слова или части слов, правописание которых .предварительно объяснялось. После того как все учащиеся напишут предложение, один из них читает вслух, объясняя, как он записал предложение, что подчеркнул. Другие ученики проверяют написанное в своих тетрадях и исправляют ошибки. Объясняют при этом только слова на изучаемое правило. Текст диктанта иногда один из учащихся записывает на доске. Но в последнее время большинство учителей отказалось от этого: этот прием занимает много времени и себя не оправдывает. Можно вместо связного текста ограничиться словами, предложениями, словосочетаниями, особенно если применение правила мало связано с содержанием предложений или текста. Постепенно текст нужно усложнять, вводя слова с орфограммами на ранее изученное правило, в определенной мере родственные с изучаемыми.
По аналогичной схеме выполняются и задачи по математике, физике, химии, а также операции и действия по труду в мастерской. После объяснения учителем теоретического материала и осмысления его один из учащихся записывает на доске пример на изучаемое правило и объясняет, как и почему его следует выполнять (можно текст примера или задачи спроектировать на экран через кодоскоп или эпидиаскоп). Учащиеся, записав пример в тетради, работают самостоятельно и только изредка сверяют свое решение с написанным на доске. Так на доске с предварительным объяснением решаются 12 примера.
Вторым шагом пробных упражнений являются комментированные упражнения. Напомним некоторые особенности методики этого вида работы. Учитель диктует слова, предложения или связный текст в соответствии с правилами орфоэпии. Учащиеся слушают и записывают в тетради. При этом один из них, по указанию учителя, не вставая с места, четко, ясно и громко повторяет продиктованное учителем слово так, как оно должно быть написано, кратко объясняет правило его написания и сам одновременно записывает его в тетради. По сравнению с объяснением учителя это сокращенное или свернутое объяснение. Например: Шла непрерывная толчея, некогда и негде было присесть. Комментируя правило написания отрицательных наречий, учащийся вместо полного правила дает сокращенное пояснение: "Некогда отрицательное наречие, под ударением "не" некогда; негде отрицательное наречие, под ударением "не" негде".
Липецкие учителя широко применяли комментированные упражнения при решении примеров и задач по математике, физике и тому подобное Комментированное решение задачи проводится так. Сначала всем классом анализируют условие задачи, устанавливают зависимости между величинами. Затем осуществляется комментированное решение, которое проводится подобно комментированному диктанту, приведенному выше. Первый ученик объясняет, что следует узнать в первом действии, называет это действие, объясняет его и определяет его результаты; второй комментирует последующие действия и т. д.
Учащиеся с интересом относятся к комментированным упражнениям. Для первых примеров (заданий) следует вызывать более подготовленных учеников, для последующих более слабых. Учащиеся с места должны помогать последним, вносить коррективы, исправлять допущенные ошибки. Все работают одновременно. Нередко при этом учитель предлагает более сильным ученикам сесть рядом со слабыми, чтобы, выполняя действия, они одновременно проверяли работу своих товарищей, оказывали им помощь.
Во время комментирования учитель ходит по классу, контролирует работу отдельных учеников. Если большинство учащихся Допустили на какое-то правило ошибку, учитель, прервав комментирование, указывает на ошибки, чтобы дети сразу устранили их. Если встречаются ошибки, типичные для многих, учитель на последующем уроке дает соответствующие групповые или индивидуальные упражнения.
На третьем этапе пробных упражнений все учащиеся выполняют предложенное учителем задание, а затем один из них объясняет, как он их выполнил, теоретически обосновывает свои действия. Чаще всего этот вид упражнений применяется при изучении языка, где он получил название объяснительного диктанта. Этот Диктант проводится так. Учитель читает связный текст, предложения или отдельные слова. Учащиеся записывают текст. После этого один из учащихся читает написанное, выделяет соответствующие орфограммы и объясняет, как их следует писать и почему. Учащиеся следят за объяснением и исправляют ошибки в своих работах.
Объяснительный диктант повышает качество навыков, если его применять как один из видов пробных упражнений после предупредительного диктанта и комментированного письма.
Аналогично применяется последовательность пробных упражнений по математике, физике, химии, труду в мастерских: сначала объяснение учащимися правил предварительного выполнения задания, затем выполнение задания сочетается с объяснением, после чего выполнение задания предшествует его объяснению.
Напомним, что предупредительный диктант проводится следующим образом. Учитель читает предложение, один из учащихся повторяет его и объясняет, как нужно писать то или иное слово, обосновывая свое мнение. Затем все дети пишут это предложение по памяти, подчеркивая те слова или части слов, правописание которых .предварительно объяснялось. После того как все учащиеся напишут предложение, один из них читает вслух, объясняя, как он записал предложение, что подчеркнул. Другие ученики проверяют написанное в своих тетрадях и исправляют ошибки. Объясняют при этом только слова на изучаемое правило. Текст диктанта иногда один из учащихся записывает на доске. Но в последнее время большинство учителей отказалось от этого: этот прием занимает много времени и себя не оправдывает. Можно вместо связного текста ограничиться словами, предложениями, словосочетаниями, особенно если применение правила мало связано с содержанием предложений или текста. Постепенно текст нужно усложнять, вводя слова с орфограммами на ранее изученное правило, в определенной мере родственные с изучаемыми.
По аналогичной схеме выполняются и задачи по математике, физике, химии, а также операции и действия по труду в мастерской. После объяснения учителем теоретического материала и осмысления его один из учащихся записывает на доске пример на изучаемое правило и объясняет, как и почему его следует выполнять (можно текст примера или задачи спроектировать на экран через кодоскоп или эпидиаскоп). Учащиеся, записав пример в тетради, работают самостоятельно и только изредка сверяют свое решение с написанным на доске. Так на доске с предварительным объяснением решаются 12 примера.
Вторым шагом пробных упражнений являются комментированные упражнения. Напомним некоторые особенности методики этого вида работы. Учитель диктует слова, предложения или связный текст в соответствии с правилами орфоэпии. Учащиеся слушают и записывают в тетради. При этом один из них, по указанию учителя, не вставая с места, четко, ясно и громко повторяет продиктованное учителем слово так, как оно должно быть написано, кратко объясняет правило его написания и сам одновременно записывает его в тетради. По сравнению с объяснением учителя это сокращенное или свернутое объяснение. Например: Шла непрерывная толчея, некогда и негде было присесть. Комментируя правило написания отрицательных наречий, учащийся вместо полного правила дает сокращенное пояснение: "Некогда отрицательное наречие, под ударением "не" некогда; негде отрицательное наречие, под ударением "не" негде".
Липецкие учителя широко применяли комментированные упражнения при решении примеров и задач по математике, физике и тому подобное Комментированное решение задачи проводится так. Сначала всем классом анализируют условие задачи, устанавливают зависимости между величинами. Затем осуществляется комментированное решение, которое проводится подобно комментированному диктанту, приведенному выше. Первый ученик объясняет, что следует узнать в первом действии, называет это действие, объясняет его и определяет его результаты; второй комментирует последующие действия и т. д.
Учащиеся с интересом относятся к комментированным упражнениям. Для первых примеров (заданий) следует вызывать более подготовленных учеников, для последующих более слабых. Учащиеся с места должны помогать последним, вносить коррективы, исправлять допущенные ошибки. Все работают одновременно. Нередко при этом учитель предлагает более сильным ученикам сесть рядом со слабыми, чтобы, выполняя действия, они одновременно проверяли работу своих товарищей, оказывали им помощь.
Во время комментирования учитель ходит по классу, контролирует работу отдельных учеников. Если большинство учащихся Допустили на какое-то правило ошибку, учитель, прервав комментирование, указывает на ошибки, чтобы дети сразу устранили их. Если встречаются ошибки, типичные для многих, учитель на последующем уроке дает соответствующие групповые или индивидуальные упражнения.
На третьем этапе пробных упражнений все учащиеся выполняют предложенное учителем задание, а затем один из них объясняет, как он их выполнил, теоретически обосновывает свои действия. Чаще всего этот вид упражнений применяется при изучении языка, где он получил название объяснительного диктанта. Этот Диктант проводится так. Учитель читает связный текст, предложения или отдельные слова. Учащиеся записывают текст. После этого один из учащихся читает написанное, выделяет соответствующие орфограммы и объясняет, как их следует писать и почему. Учащиеся следят за объяснением и исправляют ошибки в своих работах.
Объяснительный диктант повышает качество навыков, если его применять как один из видов пробных упражнений после предупредительного диктанта и комментированного письма.
Аналогично применяется последовательность пробных упражнений по математике, физике, химии, труду в мастерских: сначала объяснение учащимися правил предварительного выполнения задания, затем выполнение задания сочетается с объяснением, после чего выполнение задания предшествует его объяснению.