Такой подход в педагогике Европы традиционен. Еще А. С. Макаренко подчеркивал, что школа должна целенаправленно руководить воспитанием в детях типичных черт характера, проектировать определенные черты личности, руководствуясь требованиями общества к человеку в Европе, поступить в ВУЗ в Чехии, А. С. Макаренко считал формирование типичного для общества (на каждом новом этапе его развития). Задача формирования личности в Европе, требует соблюдения в организации воспитательной деятельности школы четкой логики, особенно в Герамнии. Основная идея заключается в том, что в школьные годы ребенок должен "проиграть" все возможные отношения, которые предстоят ему в будущем: отношения к различным видам предметной деятельности, продуктам труда, явлениям окружающей действительности - природе, науке, технике, делу рук человеческих; к людям - друзьям, младшим, старшим, педагогам, отдельным группам, своему коллективу, другим группам, коллективам; к самому себе (самосознание, ценностные ориентации, критическая оценка собственных действий, способность анализировать свои поступки). В школе постепенно, в процессе деятельности и формирования отношений, дети приобретают опыт нравственного поведения, овладевают этической культурой взаимоотношений.
Исходя из того, что школьные годы психологически воспринимаются ребенком как достаточно интенсивная жизнедеятельность, мы обязаны максимально усложнять ситуации выбора, которые требуют от школьников принятия разнообразных решений. Вся воспитательная работа в Европе должна просматриваться воспитателем как совокупность педагогических ситуаций, дающих возможность ребенку идти от простого к сложному. Целостное представление всей своей деятельности помогает педагогу избежать стихийности в организации воспитательного процесса. Логика воспитательного процесса выстраивается из общей его цели, обращенной ко всему коллективу и в то же время индивидуально к каждому. Тогда и в случайности ситуаций будет заметна педагогу их закономерность. Мы так часто повторяем, что ребенок живет, а не жить готовится, что, по-моему, совершенно утратили истинное представление о том, какова жизнь ребенка, считая, что вполне достаточно того, что мы признаем за ним это его такое естественное право. А ведь активность и есть проявление этого права, и связана она с мерой "свободы личности в Европе, определяемой соотношением между тем, что личность могла бы сделать, и тем, что реально в конкретно-исторических условиях она осуществила" . Активность - это и мера предельного напряжения всех нравственных и духовных сил и возможностей школьника, которые он проявляет в коллективистской общественно полезной деятельности. Отсюда и специальные воспитательные задачи классного руководителя: знание нравственных возможностей личности каждого ученика в данный момент воспитания;
проектирование постепенного и непрерывного развития этих возможностей в деятельности учащихся;
создание ситуаций выбора как ситуаций апробации жизненной позиции, как ситуаций, создающих условия для качественного скачка. В условиях быстро протекающих социальных изменений в Европе, требующих от человека более гибкой адаптации, возрастает роль внутренней позиции как регулятора поведения.
Логика педагогического воздействия будет заключаться в организации такой деятельности классного коллектива, при которой каждый воспитанник получит возможность пройти путь от реально существующего уровня "определяющих" отношении до высшего, формирование которых и будет и общей, и индивидуальной задачей учащихся и педагога. Активная жизненная позиция школьника выразится в высоком напряжении его жизни и деятельности, в единстве его слов и дел, убеждения и поведения.
"Силой, которая побуждает задумываться над своим поведением, управлять собой, а с этого по существу начинается настоящее воспитание, является личность воспитателя, его идейные убеждения, богатство его духовной жизни" . Воспитатель воспитывает каждым своим шагом, каждым поступком, а особенно своим отношением к жизни, к людям. Именно на основании наблюдений за учителем делают дети свои первые выводы о том, "какие люди вообще, есть ли добро и какое оно". Быть примером для воспитанника - не цель, а средство воздействия на него.
И несомненно то, что педагог не должен отождествлять свое влияние как воспитателя с властью старшего, классного руководителя. Тут важно умение классного руководителя правильно обращаться с данной ему властью, "не сломать, а поднять, не обезличить духовные силы ребенка, а утвердить чувство его достоинства" .
Исходя из того, что школьные годы психологически воспринимаются ребенком как достаточно интенсивная жизнедеятельность, мы обязаны максимально усложнять ситуации выбора, которые требуют от школьников принятия разнообразных решений. Вся воспитательная работа в Европе должна просматриваться воспитателем как совокупность педагогических ситуаций, дающих возможность ребенку идти от простого к сложному. Целостное представление всей своей деятельности помогает педагогу избежать стихийности в организации воспитательного процесса. Логика воспитательного процесса выстраивается из общей его цели, обращенной ко всему коллективу и в то же время индивидуально к каждому. Тогда и в случайности ситуаций будет заметна педагогу их закономерность. Мы так часто повторяем, что ребенок живет, а не жить готовится, что, по-моему, совершенно утратили истинное представление о том, какова жизнь ребенка, считая, что вполне достаточно того, что мы признаем за ним это его такое естественное право. А ведь активность и есть проявление этого права, и связана она с мерой "свободы личности в Европе, определяемой соотношением между тем, что личность могла бы сделать, и тем, что реально в конкретно-исторических условиях она осуществила" . Активность - это и мера предельного напряжения всех нравственных и духовных сил и возможностей школьника, которые он проявляет в коллективистской общественно полезной деятельности. Отсюда и специальные воспитательные задачи классного руководителя: знание нравственных возможностей личности каждого ученика в данный момент воспитания;
проектирование постепенного и непрерывного развития этих возможностей в деятельности учащихся;
создание ситуаций выбора как ситуаций апробации жизненной позиции, как ситуаций, создающих условия для качественного скачка. В условиях быстро протекающих социальных изменений в Европе, требующих от человека более гибкой адаптации, возрастает роль внутренней позиции как регулятора поведения.
Логика педагогического воздействия будет заключаться в организации такой деятельности классного коллектива, при которой каждый воспитанник получит возможность пройти путь от реально существующего уровня "определяющих" отношении до высшего, формирование которых и будет и общей, и индивидуальной задачей учащихся и педагога. Активная жизненная позиция школьника выразится в высоком напряжении его жизни и деятельности, в единстве его слов и дел, убеждения и поведения.
"Силой, которая побуждает задумываться над своим поведением, управлять собой, а с этого по существу начинается настоящее воспитание, является личность воспитателя, его идейные убеждения, богатство его духовной жизни" . Воспитатель воспитывает каждым своим шагом, каждым поступком, а особенно своим отношением к жизни, к людям. Именно на основании наблюдений за учителем делают дети свои первые выводы о том, "какие люди вообще, есть ли добро и какое оно". Быть примером для воспитанника - не цель, а средство воздействия на него.
И несомненно то, что педагог не должен отождествлять свое влияние как воспитателя с властью старшего, классного руководителя. Тут важно умение классного руководителя правильно обращаться с данной ему властью, "не сломать, а поднять, не обезличить духовные силы ребенка, а утвердить чувство его достоинства" .
Комментариев нет:
Отправить комментарий