Метод обучения представляет собой сложное педагогическое образование. Он имеет сложную структуру. В состав структуры каждого метода в качестве составных элементов входят приемы обучения. Методы и приемы находятся в тесной диалектической взаимосвязи. Каждый метод в определенных условиях становится приемом того или иного метода. Например, объяснение как метод обучения на уроке усвоения первого закона Ньютона становится приемом метода лабораторной работы. Структура каждого метода предусматривает относительно устойчивый состав определенных элементов, необходимую их последовательность в процессе обучения и четкие взаимосвязи. В условиях кабинетной системы при насыщении уроков техническими средствами обучения, наглядными способами, дидактическими материалами для самостоятельной работы структура каждого метода обогащается за счет включения в нее приемов работы с этими средствами. И конечно, решающее влияние на выбор методов обучения и формирование его структуры оказывает содержание учебного материала.
Как показали наши исследования, эффективность процесса обучения зависит не только от удачного выбора метода, но в значительной степени от его внутренней структуры, от умелого сочетания приемов внешней педагогической деятельности учителя и внутренней познавательной деятельности учащихся. Поэтому важной проблемой современной теории и практики обучения является определение рациональной структуры методов, применяемых в наиболее типичных дидактических ситуациях.
При формировании структуры методов обучения необходимо учитывать их функции. Слово «функция» имеет несколько значений в смысле «назначение». В литературе встречаются характеристики следующих обще педагогических функций методов обучения: побудительная (мотивационная), образовательная, воспитательная, развивающая. Готовясь к уроку и выбирая оптимальные для того или иного этапа методы, учитель должен предусматривать, какие функции может выполнять каждый из них и какова должна быть их структура, чтобы усилить, например, мотивационную или воспитательную, образовательную или развивающую функцию.
Как показали наши исследования, эффективность процесса обучения зависит не только от удачного выбора метода, но в значительной степени от его внутренней структуры, от умелого сочетания приемов внешней педагогической деятельности учителя и внутренней познавательной деятельности учащихся. Поэтому важной проблемой современной теории и практики обучения является определение рациональной структуры методов, применяемых в наиболее типичных дидактических ситуациях.
При формировании структуры методов обучения необходимо учитывать их функции. Слово «функция» имеет несколько значений в смысле «назначение». В литературе встречаются характеристики следующих обще педагогических функций методов обучения: побудительная (мотивационная), образовательная, воспитательная, развивающая. Готовясь к уроку и выбирая оптимальные для того или иного этапа методы, учитель должен предусматривать, какие функции может выполнять каждый из них и какова должна быть их структура, чтобы усилить, например, мотивационную или воспитательную, образовательную или развивающую функцию.