пятница, 24 февраля 2012 г.

Физкультура в школах ЕС

Вполне понятно, что для выполнения полного двигательного режима европейскому школьнику необходимо не два недельных урока физкультуры, поэтому и в «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы Европы» идет речь о ежедневных занятиях всех учащихся физической культурой на уроках, во внеурочное время. С первых лет работы на продленном дне педагогический коллектив поставил перед собой цель регулярно давать детям дополнительную порцию движений, заботиться о ежедневном пребывании детей на воздухе, помнить, что здоровье - главный предмет в школьном расписании европейской школы. Физкультурнооздоровительная работа в школе - основа здоровья, активности, работоспособности школьников. Забота о здоровье детей прежде всего, так как от здоровья зависит умственное развитие ребенка, его восприятие окружающего мира. Физическое воспитание предполагает воспитание здоровым каждого ученика, и здесь главное - массовость, а не ориентация на отдельные рекорды. Уровень физкультурнооздоровительной и спортивной работы зависит от режима работы школы ЕС, кадров и учебноспортивной базы страны Шенгена. Первые два условия являются главными, так как учебно спортивная база зависит от заинтересованности учителей в развитии физкультуры в школе. Школа находится на едином режиме учебновоспитательной работы, включающем все виды деятельности учащихся и, конечно, те, которые связаны с физическим развитием детей. Здесь можно выделить физкультурнооздоровительную, спортивномассовую и работу кружков и секций. Мы используем различные виды физкультурнооздоровительных мероприятий: утреннюю гимнастику до начала учебных занятий и физкультурные минутки на уроках, уроки физкультуры, прогулки и динамические паузы, игры и ритмику, спортивнотуристические, военноспортивные кружки и спортивные секции. Физкультурнооздоровительные мероприятия в течение дня должны поддерживать работоспособность учащихся, поэтому они в режиме ежедневны. Кроме того, они должны быть разнообразными, интересными и проводиться по возможности на открытом воздухе.
Сон и игры организуют учителя в своих начальных классах, ритмику проводит учитель музыки, военноспортивные кружки... Под руководством преподавателей физкультуры работают спортивные секции: лыжная, волейбольная, легкой атлетики, борьбы. Более десяти лет назад шефы организовали на базе школы секции хоккея и футбола. Шефы и родители некоторых учеников в своих подшефных классах проводят утреннюю гимнастику, помогают организовать походы выходного дня, спортивные соревнования, турслеты, физкультурные праздники, обязательно ходят со своими подшефными в летние походы. Таким образом, в физкультурнооздоровительной работе в школе принимают участие как учителя физкультуры и воспитатели спортивнотуристического цикла, так и учителя начальных классов, классные руководители, ученик.Теперь познакомимся с учебноспортивной базой школы Европы. Один спортивный зал в типовой школе. Хотя наш спортивный зал прошел паспортизацию и оснащен инвентарем и техническими средствами согласно «Типовым перечням», в том числе «Типовым перечням оборудования для школ и групп продленного дня», но согласитесь, что 40 пар лыж на школу — далеко не солидная спортивная база. Оговорюсь, что благодаря шефам наша спортивная база стала более солидной, но мы сейчас думаем об «увеличении пролетов» гимнастической лестницы, о силовых и игровых тренажерах, об увеличении комплектов гимнастических снарядов и т.д. Есть над чем еще поработать преподавателям физкультуры, так как спортивный зал должен иметь специальный инвентарь для каждой темы занятий. Школа имеет спортивный комплекс с футбольным полем, баскетбольной и волейбольной площадками, беговой дорожкой, секторами для прыжков в длину и высоту. Нестандартным оборудованием оснащен гимнастический городок, строится полоса препятствий, закрытый стрелковый тир на 50 м. Общее методическое руководство всей физкультурнооздоровительной работой в Европе осуществляют учителя физкультуры. В конце каждого месяца они проводят небольшие совещания с учителями начальных классов и классными руководителями 5-8 классов, где дают методические рекомендации по проведению с учащимися подвижных игр на следующий месяц, советуют, какие игры и как проводить во время прогулок. В школе имеется игротека, в которой игры подобраны по времени года, в соответствии с возрастом детей (для 1, 2-3, 4-8 классов). Преподаватели физкультуры также готовят инструкторовобщественников из числа учащихся средних и старших классов для проведения в подшефных классах физкультурнооздоровительных мероприятий. Далее хотелось бы остановиться на методике проведения отдельных видов физкультурнооздоровительных занятий в ЕС. Около десяти лет уроки физкультуры в начальных классах ведут учителя физкультуры. Хорошо, что теперь нет необходимости писать о пользе проведения уроков физкультуры в начальных классах Европы с специалистами с 1 класса. Думается, что не следует писать и о методике проведения уроков физического развития в странах Шенгена, об этом достаточно сказано у специалистов по физическому развитию школьников. Методические рекомендации по проведению других видов физкультурно оздоровительной работы в свое время были подготовлены учителями физкультуры, медицинскими работниками школы, методическими объединениями учителей и воспитателей начальных классов, а также классных руководителей 5-8 классов. Мы использовали также опыт школ с продленным днем в Братиславе, особенно опыт работы школы № 70, которую с этой целью неоднократно посещали.