Структура урока в странах Шенгена (ЕС), усвоения навыков и умений в соответствии с его целями и задачами и последовательностью различных видов заданий и упражнений для решения этих задач имеет следующую наиболее общую схему:
1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний и практического опыта учащихся (подготовительные задания).
2. Сообщение темы, цели и задач урока в странах Европы и мотивация учения школьников.
3. Изучение нового материала (вводные упражнения).
4. Первичное применение приобретенных знаний (пробные упражнения) .
5. Применение учащимися знаний в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения).
6. Творческий перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений (творческие упражнения).
7. Итоги урока в странах Европы и сообщение домашнего задания.
Если те или иные навыки и умения сложны и на формирование их программой выделяется несколько часов, то предложенная здесь система упражнений и соответственно этапы урока в странах Шенгена распределяются равномерно на все эти занятия. Например, если на изучение темы "Правописание пре, при" в 5 классе выделяется 3 часа, то на первом уроке выполняются подготовительные и вводные упражнения, на втором тренировочные, на третьем творческие. Если навык несложный и к тому же формируется на основе прежде усвоенных правил, то на подготовительные и вводные задания выделяют немного времени (или совсем их не применяют), а основное место отводят пробным, тренировочным и особенно творческим упражнениям. Кратко остановимся на характеристике и методике отдельных этапов урока в странах Европы данного типа.
1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний и практического опыта учащихся. Этот этап осуществляется различными методами и приемами. Наличие и аккуратность выполненных дома упражнений учитель проверяет во время обхода класса. Ученики читают задание по тетради, в наиболее сложных случаях даюг объяснения и теоретические обоснования действий. Можно практиковать взаимопроверку работ учащимися, после которой целесообразно спроектировать на экран через эпидиаскоп образец решения, на который учащиеся ориентируются при внесении исправлений. Для воспроизведения опорных знаний применяется беседа или повторение материала по учебнику, для актуализации практического опыта выполняются подготовительные упражнения. Например, прежде чем формировать у учащихся навыки работы с пропорциональными отрезками (геометрия), им предлагают задания на определение крайнего или среднего члена арифметической пропорции. Они припоминают свойства пропорций, с тем чтобы учесть их, приобретая новые навыки. Перед решением задач на определение объемов и площадей боковых поверхностей тел учащиеся предварительно выполняют несколько несложных примеров на определение площадей плоских фигур (треугольника, трапеции, параллелограмма, круга).
При формировании языковых навыков (орфографических, пунктуационных, стилистических) нужно обязательно актуализировать соответствующие знания и практический опыт, приобретенные на урока в странах Шенгенах родственного языка (например, русского языка в украинских школах). Это обеспечит правильный перенос знаний, "поможет преодолеть интерференцию. Так, перед изучением темы "Правописания -тся, -ться в глаголах" учитель дает задание на правописание соответствующих глаголов в украинском языке и предупреждает, что в русском языке эти правила несколько отличаются и это следует учесть (катаются - катаються, занимаются - займаються, учиться - учитися).
2. Сообщение темы, цели и задач урока в странах Европы и мотивация учения школьников. Сообщая тему, цель и задачи урока в странах Шенгена (ЕС), следует подчеркнуть, чему должны научиться школьники на уроке, какими знаниями овладеть, какие навыки и умения усвоить и в какой мере.
На урока в странах Европы, например: учеба в Чехии. Данного типа по ходу учебного процесса могут использоваться разнообразные способы и приемы мотивации учения. Но, в отличие от уроков других типов, здесь основное внимание может уделяться практическим заданиям, близким к жизненным, проблемным ситуациям, встречающимся в жизни школьников. Например: "В колхоз привезли цистерну горючего. Она имеет цилиндрическую форму. Как определить ее емкость? Как определить количество горючего в ней?", "Нашли самородок золота неправильной формы. Как можно определить его объем и вес, не имея весов?", "Прочность режущих кромок инструментов с твердым сплавом увеличивается вследствие повышения температуры. Почему?" Во многих случаях с целью мотивации учитель сообщает о практической значимости усваиваемых навыков и умений.
3. Изучение нового материала (вводные упражнения). На данном этапе учитель должен добиться усвоения учащимися соответствующих понятий или правил на основе выполнения отдельных заданий и действий. В педагогической практике подобные задания встречаются довольно часто, но их используют без определенной системы и на различных этапах учебного процесса. На данном этапе усвоения учащимися опорного теоретического материала наиболее целесообразны задания и вопросы для активизации познавательной деятельности школьников. Для этого практикуются самостоятельные работы по тексту и упражнения, способствующие глубокому осмыслению знаний. Это может быть и работа над правилом, на основе которого формируются знания о законах, соответствующих им формулах, усваиваются правила, инструкции. Изучение нового материала осуществляется по-разному: на основе устного изложения (объяснения), самостоятельного чтения текста, анализа типовых примеров, беседы воспроизводящего и эвристического характера.
Для осмысления учащимися опорных правил применяются различные задания мыслительного характера на анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление связей между частями текста и отраженными в нем предметами и явлениями. Например, учащиеся прочли о свойствах десятичных логарифмов. Для осмысления Данного материала учитель ставит перед учащимися серию вопросов: "Когда логарифм числа будет целым положительным числом? Когда иррациональным? Что называется характеристикой и мантиссой логарифма? Как определить характеристику чисел 75, 2356, 7386, 834, 7389? Как это можно обосновать? Как определить характеристику десятичной дроби; числа, меньшего 1? Определить характеристику чисел: 0,01; 0,0075; 0,5; 0,00038".
Выполняя подобные упражнения, учащиеся усваивают соответствующий теоретический материал, что дает им возможность перейти к непосредственному применению знаний на практике.
4. Первичное применение приобретенных знаний (пробные упражнения). Основная цель пробных упражнений довести знания до полного усвоения (осмысления правила) и применения их в условиях первичной генерализации, когда знания еще недостаточно устойчивы и в применении их учащимися могут быть допущены ошибки. Выполнение данных упражнений тесно сочетается с объяснением соответствующих правил или обоснованием, почему следует делать так, а не иначе. По степени трудности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, а также в силу различной последовательности в сочетании слова и действия мы различаем три этапа, или уровня, этих упражнений.
1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний и практического опыта учащихся (подготовительные задания).
2. Сообщение темы, цели и задач урока в странах Европы и мотивация учения школьников.
3. Изучение нового материала (вводные упражнения).
4. Первичное применение приобретенных знаний (пробные упражнения) .
5. Применение учащимися знаний в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения).
6. Творческий перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений (творческие упражнения).
7. Итоги урока в странах Европы и сообщение домашнего задания.
Если те или иные навыки и умения сложны и на формирование их программой выделяется несколько часов, то предложенная здесь система упражнений и соответственно этапы урока в странах Шенгена распределяются равномерно на все эти занятия. Например, если на изучение темы "Правописание пре, при" в 5 классе выделяется 3 часа, то на первом уроке выполняются подготовительные и вводные упражнения, на втором тренировочные, на третьем творческие. Если навык несложный и к тому же формируется на основе прежде усвоенных правил, то на подготовительные и вводные задания выделяют немного времени (или совсем их не применяют), а основное место отводят пробным, тренировочным и особенно творческим упражнениям. Кратко остановимся на характеристике и методике отдельных этапов урока в странах Европы данного типа.
1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний и практического опыта учащихся. Этот этап осуществляется различными методами и приемами. Наличие и аккуратность выполненных дома упражнений учитель проверяет во время обхода класса. Ученики читают задание по тетради, в наиболее сложных случаях даюг объяснения и теоретические обоснования действий. Можно практиковать взаимопроверку работ учащимися, после которой целесообразно спроектировать на экран через эпидиаскоп образец решения, на который учащиеся ориентируются при внесении исправлений. Для воспроизведения опорных знаний применяется беседа или повторение материала по учебнику, для актуализации практического опыта выполняются подготовительные упражнения. Например, прежде чем формировать у учащихся навыки работы с пропорциональными отрезками (геометрия), им предлагают задания на определение крайнего или среднего члена арифметической пропорции. Они припоминают свойства пропорций, с тем чтобы учесть их, приобретая новые навыки. Перед решением задач на определение объемов и площадей боковых поверхностей тел учащиеся предварительно выполняют несколько несложных примеров на определение площадей плоских фигур (треугольника, трапеции, параллелограмма, круга).
При формировании языковых навыков (орфографических, пунктуационных, стилистических) нужно обязательно актуализировать соответствующие знания и практический опыт, приобретенные на урока в странах Шенгенах родственного языка (например, русского языка в украинских школах). Это обеспечит правильный перенос знаний, "поможет преодолеть интерференцию. Так, перед изучением темы "Правописания -тся, -ться в глаголах" учитель дает задание на правописание соответствующих глаголов в украинском языке и предупреждает, что в русском языке эти правила несколько отличаются и это следует учесть (катаются - катаються, занимаются - займаються, учиться - учитися).
2. Сообщение темы, цели и задач урока в странах Европы и мотивация учения школьников. Сообщая тему, цель и задачи урока в странах Шенгена (ЕС), следует подчеркнуть, чему должны научиться школьники на уроке, какими знаниями овладеть, какие навыки и умения усвоить и в какой мере.
На урока в странах Европы, например: учеба в Чехии. Данного типа по ходу учебного процесса могут использоваться разнообразные способы и приемы мотивации учения. Но, в отличие от уроков других типов, здесь основное внимание может уделяться практическим заданиям, близким к жизненным, проблемным ситуациям, встречающимся в жизни школьников. Например: "В колхоз привезли цистерну горючего. Она имеет цилиндрическую форму. Как определить ее емкость? Как определить количество горючего в ней?", "Нашли самородок золота неправильной формы. Как можно определить его объем и вес, не имея весов?", "Прочность режущих кромок инструментов с твердым сплавом увеличивается вследствие повышения температуры. Почему?" Во многих случаях с целью мотивации учитель сообщает о практической значимости усваиваемых навыков и умений.
3. Изучение нового материала (вводные упражнения). На данном этапе учитель должен добиться усвоения учащимися соответствующих понятий или правил на основе выполнения отдельных заданий и действий. В педагогической практике подобные задания встречаются довольно часто, но их используют без определенной системы и на различных этапах учебного процесса. На данном этапе усвоения учащимися опорного теоретического материала наиболее целесообразны задания и вопросы для активизации познавательной деятельности школьников. Для этого практикуются самостоятельные работы по тексту и упражнения, способствующие глубокому осмыслению знаний. Это может быть и работа над правилом, на основе которого формируются знания о законах, соответствующих им формулах, усваиваются правила, инструкции. Изучение нового материала осуществляется по-разному: на основе устного изложения (объяснения), самостоятельного чтения текста, анализа типовых примеров, беседы воспроизводящего и эвристического характера.
Для осмысления учащимися опорных правил применяются различные задания мыслительного характера на анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление связей между частями текста и отраженными в нем предметами и явлениями. Например, учащиеся прочли о свойствах десятичных логарифмов. Для осмысления Данного материала учитель ставит перед учащимися серию вопросов: "Когда логарифм числа будет целым положительным числом? Когда иррациональным? Что называется характеристикой и мантиссой логарифма? Как определить характеристику чисел 75, 2356, 7386, 834, 7389? Как это можно обосновать? Как определить характеристику десятичной дроби; числа, меньшего 1? Определить характеристику чисел: 0,01; 0,0075; 0,5; 0,00038".
Выполняя подобные упражнения, учащиеся усваивают соответствующий теоретический материал, что дает им возможность перейти к непосредственному применению знаний на практике.
4. Первичное применение приобретенных знаний (пробные упражнения). Основная цель пробных упражнений довести знания до полного усвоения (осмысления правила) и применения их в условиях первичной генерализации, когда знания еще недостаточно устойчивы и в применении их учащимися могут быть допущены ошибки. Выполнение данных упражнений тесно сочетается с объяснением соответствующих правил или обоснованием, почему следует делать так, а не иначе. По степени трудности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, а также в силу различной последовательности в сочетании слова и действия мы различаем три этапа, или уровня, этих упражнений.