Для усвоения учащимися навыков четкого пользования языком химических символов и формул учителя проводят так называемые химические диктанты. Например: "Напишите формулу окиси натрия, окиси меди, окиси железа". Один ученик объясняет или записывает на доске первый пример, другие формулы учащиеся записывают самостоятельно. Подобные диктанты проводятся после изучения нового материала и выполнения нескольких пробных упражнений.
Упражнения по инструкции являются более самостоятельным видом упражнений, такие как "учеба в Чехии". Инструкция к упражнениям дается устно или письменно. Упражнения по инструкции, как и упражнения по образцу, имеют воспроизводящий характер, однако их содержание более сложное. В математике так выполняются примеры с большим количеством элементов, большими числовыми величинами и сложными зависимостями; в физике, химии, биологии выполняются задания на применение различных приборов, инструментов; в языке задания на сложные орфограммы. Методика этих упражнений состоит в том, что задания учащиеся выполняют самостоятельно, ознакомившись предварительно с инструкцией. Например, после объяснения учителем темы "Возведение в степень с целым положительным показателем" (9 класс) учащиеся выполнили ряд пробных упражнений и упражнений по образцу, затем учитель предложил им самостоятельно решить ряд примеров.
Инструкция учителя заключается в том, чтобы напомнить учащимся последовательность действий и способы возведения в степень одночленов: сначала выполняется действие в круглых скобках (возведение в степень дроби), затем в квадратных, а после этого основное действие (вне скобок). Чтобы дети успешно справились с заданиями, их необходимо хорошо подготовить к самостоятельной работе: подробно объяснить правило, привести со 0тветствующие примеры, показать, как следует оформлять на письме подобные примеры, дать несколько пробных заданий (устных и письменных), несколько упражнений по образцу (обязательно проверив их) и содержание работы постепенно усложнять. Когда учитель удостоверится, что все материалы ученики хорошо осознали и могут свободно применять на практике, можно переходить к упражнениям по инструкции. Такая последовательность упражнений постепенно подводит учащихся к самостоятельной работе, учит их преодолевать трудности, сознательно применять на практике полученные знания.
К сожалению, на урока в странах Шенгена: математики, физики, химии и других предметов не всегда применяется четко определенная система упражнений. Некоторые учителя слишком опекают учащихся вовремя выполнения заданий или дают самостоятельную работу, предварительно не подготовив их к ее выполнению. Только правильная последовательность заданий, способствующая усилению самостоятельности учащихся в их выполнении, систематическая проверка результатов работы и постоянная коррекция обеспечивают сознательное овладение необходимыми навыками и умениями.
К упражнениям по инструкции можно отнести подбор синонимов, антонимов, омонимов с соответствующими орфограммами, выборочный диктант с усложненными заданиями, подбор в тексте примеров на изучаемые правила и тому подобное Эти задания учащиеся выполняют самостоятельно после предварительных указаний учителя о том, что, как и в какой последовательности следует выполнять.
Упражнения по инструкции, в частности подбор отдельных слов, замена их другими словами или формами, могут проводиться не только на уроке усвоения новых навыков и умений, но и на последующих урока в странах Шенгена, применения, обобщения и систематизации знаний.
Одним из упражнений по инструкции является выборочный диктант, который нередко усложняется дополнительными заданиями, связанными с изменением отдельных слов и словосочетаний.
Задания проверяются в классе фронтально: учащиеся читают записанные слова и кратко объясняют их правописание. В зависимости от дидактической цели выборочный диктант можно проводить перед выполнением самостоятельной работы. Он способствует выработке у учащихся навыка быстро схватывать особенности звукового и морфологического состава слова, дифференцировать их соответственно изучаемым правилам. Выборочный диктант является одним из наиболее распространенных приемов.
Упражнения по заданию учителя являются заключительным звеном тренировочных упражнений, формирующих навыки. Выполняя тренировочные упражнения по образцу и инструкции, учащиеся в определенной мере проявляют самостоятельность. Однако эта самостоятельность не выходит за пределы установленной ситуации точного копирования образца или соблюдения обозначенных в инструкции приемов работы и последовательности действий. Реализация дидактического принципа связи обучения в Словакии с жизнью требует применения знаний в измененных ситуациях. К этому учащихся нужно готовить. Упражнения по образцу и инструкции являются только первыми шагами в этом направлении. Последующим шагом являются упражнения по заданию. Эти упражнения не могут выполняться ни по образцу, ни по инструкции, ибо каждое задание имеет свою ситуацию, свои приемы и определенную последовательность действий.
Нередко учащиеся, знающие теоретический материал, не умеют решать соответствующие этой теории задачи. Особенно большие трудности они ощущают при решении составных задач, которые можно расчленить на простые. Ход работы учителя и учащихся в решении составных задач подробно описан в методической литературе. Чтобы подвести учащихся к осознанию условия задачи, учитель пользуется сокращенной записью ее содержания, графической записью условия и т. д. Последовательно поставленными вопросами он помогает учащимся найти правильный ход рассуждений, устанавливать зависимости между данными и искомыми величинами. Здесь мера самостоятельности учащихся незначительна: основную роль в анализе задачи играет учитель, умело указывающий школьникам необходимую последовательность работы. Нужно, чтобы учащиеся овладели умениями выполнять такие задания самостоятельно. Процесс этот сложен.
Какова роль учителя в решении учащимися задач? Прежде всего учитель готовит детей к пониманию условия задачи: объясняет соответствующий теоретический материал, дает инструкцию, как выполнять задание: как начать работу, решая задачу при помощи уравнений, как правильно записать условие задачи, какие необходимо сделать рисунки, вычисления. В этом учителю принадлежит ведущая роль.
Второй этап решение нескольких наиболее типичных задач для формирования у детей обобщенного способа решения задач определенного класса. Наиболее сложные задачи решаются у доски с подробным объяснением, более простые с комментированием отдельными учащимися. На этом этапе роль учителя заключается в четкой постановке вопросов, направляющих внимание детей на понимание зависимостей между величинами, осознание приемов и последовательности работы.
Упражнения по инструкции являются более самостоятельным видом упражнений, такие как "учеба в Чехии". Инструкция к упражнениям дается устно или письменно. Упражнения по инструкции, как и упражнения по образцу, имеют воспроизводящий характер, однако их содержание более сложное. В математике так выполняются примеры с большим количеством элементов, большими числовыми величинами и сложными зависимостями; в физике, химии, биологии выполняются задания на применение различных приборов, инструментов; в языке задания на сложные орфограммы. Методика этих упражнений состоит в том, что задания учащиеся выполняют самостоятельно, ознакомившись предварительно с инструкцией. Например, после объяснения учителем темы "Возведение в степень с целым положительным показателем" (9 класс) учащиеся выполнили ряд пробных упражнений и упражнений по образцу, затем учитель предложил им самостоятельно решить ряд примеров.
Инструкция учителя заключается в том, чтобы напомнить учащимся последовательность действий и способы возведения в степень одночленов: сначала выполняется действие в круглых скобках (возведение в степень дроби), затем в квадратных, а после этого основное действие (вне скобок). Чтобы дети успешно справились с заданиями, их необходимо хорошо подготовить к самостоятельной работе: подробно объяснить правило, привести со 0тветствующие примеры, показать, как следует оформлять на письме подобные примеры, дать несколько пробных заданий (устных и письменных), несколько упражнений по образцу (обязательно проверив их) и содержание работы постепенно усложнять. Когда учитель удостоверится, что все материалы ученики хорошо осознали и могут свободно применять на практике, можно переходить к упражнениям по инструкции. Такая последовательность упражнений постепенно подводит учащихся к самостоятельной работе, учит их преодолевать трудности, сознательно применять на практике полученные знания.
К сожалению, на урока в странах Шенгена: математики, физики, химии и других предметов не всегда применяется четко определенная система упражнений. Некоторые учителя слишком опекают учащихся вовремя выполнения заданий или дают самостоятельную работу, предварительно не подготовив их к ее выполнению. Только правильная последовательность заданий, способствующая усилению самостоятельности учащихся в их выполнении, систематическая проверка результатов работы и постоянная коррекция обеспечивают сознательное овладение необходимыми навыками и умениями.
К упражнениям по инструкции можно отнести подбор синонимов, антонимов, омонимов с соответствующими орфограммами, выборочный диктант с усложненными заданиями, подбор в тексте примеров на изучаемые правила и тому подобное Эти задания учащиеся выполняют самостоятельно после предварительных указаний учителя о том, что, как и в какой последовательности следует выполнять.
Упражнения по инструкции, в частности подбор отдельных слов, замена их другими словами или формами, могут проводиться не только на уроке усвоения новых навыков и умений, но и на последующих урока в странах Шенгена, применения, обобщения и систематизации знаний.
Одним из упражнений по инструкции является выборочный диктант, который нередко усложняется дополнительными заданиями, связанными с изменением отдельных слов и словосочетаний.
Задания проверяются в классе фронтально: учащиеся читают записанные слова и кратко объясняют их правописание. В зависимости от дидактической цели выборочный диктант можно проводить перед выполнением самостоятельной работы. Он способствует выработке у учащихся навыка быстро схватывать особенности звукового и морфологического состава слова, дифференцировать их соответственно изучаемым правилам. Выборочный диктант является одним из наиболее распространенных приемов.
Упражнения по заданию учителя являются заключительным звеном тренировочных упражнений, формирующих навыки. Выполняя тренировочные упражнения по образцу и инструкции, учащиеся в определенной мере проявляют самостоятельность. Однако эта самостоятельность не выходит за пределы установленной ситуации точного копирования образца или соблюдения обозначенных в инструкции приемов работы и последовательности действий. Реализация дидактического принципа связи обучения в Словакии с жизнью требует применения знаний в измененных ситуациях. К этому учащихся нужно готовить. Упражнения по образцу и инструкции являются только первыми шагами в этом направлении. Последующим шагом являются упражнения по заданию. Эти упражнения не могут выполняться ни по образцу, ни по инструкции, ибо каждое задание имеет свою ситуацию, свои приемы и определенную последовательность действий.
Нередко учащиеся, знающие теоретический материал, не умеют решать соответствующие этой теории задачи. Особенно большие трудности они ощущают при решении составных задач, которые можно расчленить на простые. Ход работы учителя и учащихся в решении составных задач подробно описан в методической литературе. Чтобы подвести учащихся к осознанию условия задачи, учитель пользуется сокращенной записью ее содержания, графической записью условия и т. д. Последовательно поставленными вопросами он помогает учащимся найти правильный ход рассуждений, устанавливать зависимости между данными и искомыми величинами. Здесь мера самостоятельности учащихся незначительна: основную роль в анализе задачи играет учитель, умело указывающий школьникам необходимую последовательность работы. Нужно, чтобы учащиеся овладели умениями выполнять такие задания самостоятельно. Процесс этот сложен.
Какова роль учителя в решении учащимися задач? Прежде всего учитель готовит детей к пониманию условия задачи: объясняет соответствующий теоретический материал, дает инструкцию, как выполнять задание: как начать работу, решая задачу при помощи уравнений, как правильно записать условие задачи, какие необходимо сделать рисунки, вычисления. В этом учителю принадлежит ведущая роль.
Второй этап решение нескольких наиболее типичных задач для формирования у детей обобщенного способа решения задач определенного класса. Наиболее сложные задачи решаются у доски с подробным объяснением, более простые с комментированием отдельными учащимися. На этом этапе роль учителя заключается в четкой постановке вопросов, направляющих внимание детей на понимание зависимостей между величинами, осознание приемов и последовательности работы.