среда, 23 ноября 2011 г.

Применение знаний за границей

Применение учащимися знаний за границей в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения). Первым звеном в выполнении тренировочных упражнений являются упражнения по образцу. От пробных упражнений они отличаются большей самостоятельностью учащихся. В то время как выполнение пробных упражнений сопровождается непосредственным объяснением, задания по образцу учащиеся выполняют самостоятельно, без предварительного или последующего объяснения ими правил. Их можно выполнять как письменно, так и устно.
В учебниках по языку, математике, физике, химии предусмотрено немало заданий для устного выполнения. Они рассчитаны главным образом на выполнение после объяснения нового материала (как пробные упражнения). Исследования показали, что многие устные упражнения тренировочного характера можно выполнять не сразу после объяснения нового материала, а после выполнения нескольких пробных упражнений, чтобы предупредить возможные ошибки и отрицательный импринтинг.
К грамматическим упражнениям по образцу можно отнести устный грамматический разбор. Благодаря грамматическому раз бору, учащиеся глубже овладевают теоретическим материалом по языку, приобретают практические навыки грамотного письма. Грамматический разбор разделяют на морфологический и синтаксический. К этому виду работы можно отнести и фонетический разбор " учеба за границей".
Одним из наиболее распространенных упражнений по образцу, применяющихся при изучении языков, является списывание с определенными грамматическими заданиями.
Чтобы успешно руководить работой учащихся, связанной с выполнением письменных заданий, учитель должен знать темп письма отдельных учащихся и класса в целом. Зная, с какой скоростью учащиеся пишут, учитель приблизительно может определить объем учебного задания для классной и домашней работы. Если 6 класс, например, имеет среднюю скорость письма 40  42 знака в минуту, это означает, что за это время пятиклассники могут списать одну строчку из учебника. Учащимся, работающий медленно, следует давать индивидуальные задания. Наши исследования показали, что в 6 классе средняя скорость письма 36 знаков в минуту, в 7 классе  39, в 8 - 44, в 9 - 49 знаков. Однако среди учащихся одного класса темпы письма весьма неоднородные. Так, в 6 классе различие в этих темпах составляет 1*3 (слабые ученики пишут со скоростью 20 знаков, сильные  60 знаков в минуту), в 7-  1 : 2,5, в 8 -1 : 2,2, в 9 1 : 2, т е. различия в темпах письма несколько выравниваются, но и в 9 классе они все еще значительные.
Списывание по образцу бывает различным. Простейшее списывание заключается в том, что учащиеся механически копируют текст из учебника или с доски, не отклоняясь от оригинала. Списывая текст, они не обдумывают правила правописания отдельных слов. Вполне понятно, что такое списывание приносит мало пользы. Поэтому после IV класса оно почти не применяется.
Чтобы усилить активность познавательной деятельности учащихся, списывание усложняют различными грамматическими заданиями. В учебниках по русскому и другим языкам упражнения подобного рода занимают значительное место. В упражнениях на списывание, кроме основных заданий, предлагаются также дополнительные: подчеркнуть или объяснить соответствующие орфограммы, изменить слова, вставить пропущенные буквы или обороты, изменить слова или обороты и тому подобное
Для экономии времени на списывание в условиях кабинетной системы широко используются дидактические материалы  карточки. Они способствуют повышению эффективности урока в странах Шенгена (ЕС). За короткое время учащиеся имеют возможность выполнить по карточкам много заданий, применяя изученное правило много раз и в различных вариантах. Во время изучения темы учитель дает каждому ученику карточки или книжки с дидактическими материалами. Учащиеся выполняют задание, которое затем коллективно проверяется.
Работа с карточками имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества ее в том, что за короткое время (810 мин) учащиеся могут вставить буквы в 100120 словах (4 карточки по 30 слов в каждой, то есть учащиеся 120 раз практически применяют изученное правило). Но решение такого большого количества заданий за короткое время, как показывают наблюдения, приводит к механической вставке букв и слов, без тщательного обдумывания ситуаций и соответствующих правил. Поэтому в таких несложных по содержанию заданиях дети нередко допускают много ошибок. И хотя задания проверяются фронтально, ошибки не всегда своевременно устраняются. Это один из самых существенных недостатков этого приема работы.
В последнее время учителя часто применяют карточки для индивидуальной работы с учащимися, имеющими пробелы в знаниях. особенно по математике и языку. Учащимся, быстро справляющимся с заданиями, дают карточки с более сложными или дополнительными упражнениями. В карточки для учащихся, имеющих пробелы в знаниях, включают попутные задания по плохо Усвоенным темам.
К тренировочным упражнениям по образцу можно отнести словарный диктант. Словарный диктант занимает особое место в системе упражнений заданий по образцу как первый шаг в тренировочных упражнениях. В словарный диктант можно включать слова на ранее усвоенные правила. Подобные диктанты применяют не только на урока в странах Европы языка, но и на уроках математики, физики, химии, географии для выработки навыков правильного применения в речи понятий, терминов и быстрого ориентирования в них. Математические диктанты способствуют более глубокому усвоению навыков пользования математической символикой. Наблюдения показывают, что без подобных упражнений учащиеся часто смешивают отдельные понятия (например, куб разности и разность кубов двух чисел и тому подобное).
Математический диктант как упражнение но образцу проводится аналогично словарному диктанту: учитель предлагает выполнить несколько заданий. Один из учащихся объясняет, как выполнить первое задание (пробное упражнение), остальные задания выполняются самостоятельно.