вторник, 22 февраля 2011 г.

Воспитание детей - это наука. (часть 2)

Размышляю, почему в Останкино на встречах с Е. Н. Ильиным, В. Ф. Шаталовым, Ш. А. Амонашвили, И. П. Волковым, С. Н. Лысенковой, Н. Н. Палтышевым ни одного свободного места, записывается каждое слово. Ведь речь идет об организации урока, о методах обучения, о работе с "сильными", о контроле знаний, о других прозаических, порой даже скучных школьных делах. Чем объяснить жгучий интерес учительства к опыту педагогов новаторов? Думаю, что его рождение не столько результат усилий педагогической прессы, хотя ее роль в процессе перестройки сознания учительства трудно переоценить, сколько понимание того, что в новых
условиях учить по прежнему невозможно. В воспитании еще ощутимого сдвига не произошло. Недавно я оказалась свидетелем такой сцены: в вагон метро с шумом и криками ввалилась, все сметая на своем пути, группа ребят. Полное пренебрежение к окружающим было, что называется, на лицо: они громко смеялись, позволяя себе грубые выкрики, толкались. Когда через две остановки они вывалились из вагона, пассажиры еще несколько минут выходили из шокового состояния, а потом кто-то вздохнул:"Ни стыда, ни совести". Реплику поддержали многие. Только одна пожилая женщина сказала: "Господи! Ведь это же наши дети... Как же нам всем не совестно..."В одной из последних песен Юлия Кима есть слова:"А я читал, что совесть — это нравственная категория, позволяющая безошибочно отличать добро от зла".В педагогике "добро"— это то, что помогает развитию личности ребенка,"зло"— то, что мешает. Чтобы это "безошибочно отличать", учителю нужны научные знания. Какие? За долгие годы работы в школе мне хотелось найти ответ на этот вопрос. Искала его двадцать лет на уроках русского языка и литературы, на репетициях своего вокального ансамбля "Радуга" и эстрадного комсомольского театра, в своей работе старшей пионервожатой, классного руководителя и организатора внеурочной деятельности старшеклассников в школе номер 630, позднее в лаборатории прогнозирования развития общеобразовательной школы НИИ общей педагогики во время экспериментальных исследований в школах поселка Горбунки Ленинградской области, номер 402 Москвы,номер 84 Киева, номер 9 Томска,школы Рязани и
Петропавловска-Камчатского, в геологических экспедициях в Калмыкии и Казахстане, где я работала со своими учениками, в лагерях труда и отдыха в Калужской и Архангельской областях, во встречах с педагогическими отрядами Томска "Радикал", "Венсеремос", "Юность", в работе с молодежью в Болгарии, Польше, Венгрии, ГДР.

памятник, учитесь строить, дети))

Воспитание детей - это наука.

Долгие годы, проведенные в гуще школьной жизни, общение с коллегами, родителями позволяют мне сказать: ни в чем не чувствуют себя люди столь самоуверенно,
как в воспитании детей. И прежде, и сегодня, когда начинаешь — даже в учительской среде!-говорить о научном подходе к организации воспитательной работы, обязательно кто-то скажет: "А вот раньше в глухих деревнях и слыхом не слыхивали ни о какой науке, а детей растили хороших". Верно: народная педагогика испокон веков вырабатывала мудрые свои законы. Но законы семейного, а не школьного воспитания.Пренебрежение к научному знанию в организации воспитания уже привело нас к серьезным просчетам, и прежде всего, к потере школой влияния на значительную часть молодежи, что, в свою очередь, вызвало массу негативных явлений в сфере подросткового общения, молодежного досуга.Тем не менее острота эти проблем до конца не осознана школой, и до сих пор большинство воспитательных
задач решаются нередко уже давно скомпрометировавшими себя средствами.Как часто еще можно наблюдать в школе такую картину. Мероприятие после уроков. Учитель стоит посреди класса с выражением свирепой строгости на лице. Дети сидят, сложив руки, как на плакате. Это не урок: дети не получают новых знаний. Это и не пионерский сбор: ни ритуалов, ни песен, ни улыбки, ни проблеска самоуправления и инициативы. Всегда ли воспитательное мероприятие становится воспитательным, являясь конкретным выражением самодеятельности учащихся, их интересов, увлечений, соответствующих возрасту запросов?Беседую с тремя классными руководителями. Две учительницы имеют за плечами около тридцати лет педагогического стажа, третья работает с классом четвертый год, но их представление о содержании воспитательной работы, о целях и задачах их собственной педагогической деятельности оказывается в равной мере расплывчатым. Неточное знание, например, особенностей подросткового возраста ограничивало их работу с детьми, которую они в сущности свели к тому, что стремились добиться, чтобы учащиеся посещали дополнительные занятия... На
все случаи жизни у них были собраны объяснительные записки учеников примерно такого содержания:"Я не был в школе, потому что у меня вчера болел живот". У Гены А. "живот болел" в марте 20 дней, в течение которых он совершил 15 мелких краж... Изумление классного руководителя было неподдельным...Профессиональная некомпетентность педагогов в воспитании школьников, в работе с классным коллективом, в индивидуальной работе с детьми явление для школы даже в незначительном числе трагическое. Осознание педагогом своей некомпетентности зачастую происходит слишком поздно... для воспитанников. Вина это или беда?