понедельник, 27 июня 2011 г.

Учащийся для нас.

Выработанное у учащихся чувство ответственности за порученное дело переносится и на учебную работу. Там, где учитель заботится о формировании здорового и крепкого коллектива, в учебно-воспитательном процессе много значит мотив борьбы за честь коллектива - класса. В таких классах коллектив ревниво следит за успехами соперников, стремится перенять лучшее, что наметилось у них, пойти дальше, быть лучшими. Каждый ученик старается внести посильную долю в борьбу коллектива за лучшие успехи. С этой целью они стремятся быть внимательными на уроках, тщательно выполнять домашние задания, помогают отстающим в подготовке к урокам. Организация в классе борьбы за честь коллектива из внешнего стимула перерастает во внутренний положительный мотив учения. Интерес как мотив играет важную роль в обучении. Детям должно быть интересно учиться. Интерес должно вызывать не только содержание материала или отдельного учебного предмета, но главным образом сам процесс приобретения знаний: наблюдать и делать выводы из наблюдений, решать задачи и овладевать обобщенными способами их решений, выполнять лабораторные работы, анализировать и обобщать полученные факты, преодолевать трудности и препятствия в учебной работе. Как же формировать у учащихся интерес к учению? Интерес как черта личности развивается в деятельности. На уроке важнейшим источником развития познавательного интереса является содержание учебных предметов: учащихся привлекает природа разных стран, мир растений и животных, события далекого прошлого и современная их оценка, творчество писателей разных стран и т. п. Однако самого содержания учебного материала еще недостаточно для формирования познавательного интереса. Об этом свидетельствуют факты, показывающие, что во время изучения определенного материала одни учащиеся проявляют к нему интерес, другие - нет. Какие же уроки для учащихся наиболее интересны? Анализ материалов исследования показывает, что для учащихся наиболее интересны те уроки, на которых четко организован учебный процесс, где школьников вовлекают в активную познавательную деятельность, приносящую им успех, радость познания и труда. Поэтому одни уроки, например, математики, физики, географии, они высоко оценивают потому, что самостоятельно выполняли задания и узнали много нового, научились новым способам выполнения действий и применения их на практике. Подобные же уроки в других школах и других учителей детям не понравились потому, что учителя сами много говорят и мало вовлекают школьников в активную учебно-познавательную деятельность. Не вызывают у учащихся интереса и те уроки, которые проводятся нечетко, плохо организованы, на которых учитель объясняет материал невнятно, требования к учащимся не формулирует. Таким образом, кроме содержания учебного материала, на формирование у детей интереса к знаниям и к процессу их приобретения влияет много других факторов, таких, как четкость и организованность учебного процесса, умелое сочетание различных методов, приемов и средств обучения, эрудиция учителя, эмоциональность изложения, мастерское использование различной наглядности и технических средств обучения и т. п. Широкое привлечение учащихся к активной познавательной деятельности на уроке является одним из важнейших путей формирования у них интереса к учению. Но, чтобы эта деятельность была успешной, учащихся необходимо предварительно вооружить соответствующими умениями и приемами. Развитию познавательного интереса как мотива способствуют различные приемы проблемного обучения. Для того чтобы этот прием способствовал мотивации обучения, необходимо прежде всего так поставить проблему, чтобы она вызвала у детей удивление, острую заинтересованность и желание принять участие в ее решении. В литературе описано много примеров создания на уроке проблемных ситуаций, когда у учащихся возникает потребность в решении проблемы и они охотно включаются в процесс нахождения обобщенного способа (принципа) ее решения. Например, на уроке географии учитель так ставит проблемное задание: «В какое место Вы придете, если все время будете двигаться на северо-восток?» Как правило, на этот вопрос отвечают так: обойду земной шар и приду на то самое место, откуда вышел. Нужно найти ошибку в этом утверждении и аргументировать свой ответ. «Для чего в чайниках дно делают широким, а верх узким?» - спрашивает учитель физики. Подобные задания можно найти в сборниках «Занимательная физика», «Занимательная математика» и др.