среда, 28 сентября 2011 г.

Усвоение учебной программы

Как отмечают психологи Д. Н. Богоявленский и Н. А. Менчинская, в широком смысле термин «усвоение» означает познавательную деятельность, включающую целый ряд психических процессов: восприятие, память, мышление. Оно связано также с особенностями личности  ее чувствами, волей, с определенным сложившимся у каждого ученика отношением к действительности, с имеющимися склонностями и интересами, с определенными интеллектуальными качествами личности. Усвоение знаний  сложный психолого-педагогический процесс. Исходя из анализа его психологической и педагогической природы, в нем можно выделить следующие основные дидактические компоненты: 1) восприятие и осознание учебного материала, осмысление объективных связей и отношений между предметами и явлениями и раскрытие их внутренней сущности; 2) запоминание; 3) обобщение и систематизация. Усвоение знаний учащимися  целостный процесс. Все его компоненты тесно взаимосвязаны и взаимо-проникают. Так, уже в процессе восприятия учебного материала (чувственного или рационального) одновременно осуществляется и первоначальное его понимание осознание фактов и событий, элементарных связей в изучаемых объектах, а также запоминание и элементарные (локальные) обобщения. Поэтому в реальном процессе усвоения трудно вычленить отдельные его звенья: все его компоненты переплетаются. Однако на отдельных этапах этого процесса может преобладать восприятие и осознание, осмысление и запоминание, обобщение и систематизация, для осуществления которых необходимо применение соответствующих приемов учебной деятельности школьников и руководство ею со стороны учителя. Например, обобщение сопровождает весь процесс усвоения знаний, оно осуществляется на всех этапах этого процесса, но преобладающая его роль в сочетании с систематизацией присуща заключительному этапу усвоения, где и необходима специальная организация обобщающего повторения на основе применения соответствующих приемов и средств обучения в Словакии. Учитывая целостный характер процесса усвоения и преобладание его компонентов на отдельных этапах и с целью более удобного анализа, мы и рассматриваем характеристики каждого звена и каждого компонента этого процесса отдельно.
Процесс восприятия учащимися нового материала мы рассматривали выше, поэтому нет необходимости повторять изложенное. Более подробно остановимся на тесно связанном с ним процессе понимания учебного материала. Это один из сложнейших компонентов учебно-познавательного процесса, существенным признаком которого является направленность деятельности учителя и учащихся на раскрытие объективных связей и отношений в объектах реального мира, выявление сущности предметов и явлений. Понимание также может выражаться в выявлении значения отдельных слов и внутреннего, иногда скрытого смысла суждений. В процессе понимания мышление тесно связано с памятью (в первую очередь с представлениями памяти), с чувственным опытом человека, с творческим воображением. В процессе обучения в Словакии понимание не всегда происходит мгновенно, по ходу объяснения учителя или чтения учебника. Во многих случаях оно требует определенного времени, специальной предварительной подготовки и применения специфических методов и приемов обучения в Словакии. В нем можно вычленить отдельные звенья. В связи с этим по признаку глубины отражения связей и отношений в объектах, между предметами и явлениями мы выделяем следующие взаимосвязанные звенья процесса понимания учебного материала: 1) осознание учащимися нового материала, фактов, событий, признаков, свойств и тому подобное; 2) осмысление внутренних связей и отношений; 3) инсайт как внезапное нахождение принципа творческого решения проблемы или понимания ситуации. Термины «осознание» и «осмысление» обычно применяются как синонимы у слов «понимание». Их сходство в том, что все они относятся к процессу понимания. Но как педагогические понятия они между собой несколько различаются. «Понимание» мы усматриваем как родовое к понятиям «осознание» и «осмысление», между которыми имеются небольшие специфические различия. Рассмотрим их подробнее. Осознание мы представляем как понимание на более элементарном уровне отражения явления в сознании учащихся, как непосредственное отражение в сознании изучаемого или происходящего в действительности явления, события, факта. Оно заключается в вычленении из целостного объекта или их комплексов отдельных признаков, свойств и раскрытии элементарных внешних связей между ними. При восприятии речи  устной или письменном осознание проявляется в раскрытии значения отдельных слов, понятий, терминов, мыслей, предложений. Осознание  это главным образом понимание частей целого, элементов системы, значений объектов и отдельных слов. Как начальная ступень понимания осознание во многих случаях связано с узнаванием предмета, соотнесением его с известными, имеющимися в представлениях (чувственном опыте) объектами. В отдельных случаях осознание связывается с узнаванием объектов, которое заключается в актуализации прежде образованных ассоциаций между чувственным восприятием объектов и словами. Этот процесс происходит чаще всего при восприятии учащимися устного изложения учебного материала или чтения книги.
Однако осознание не всегда сводится к узнаванию. Встречаются объекты, мало похожие на ранее увиденное. В таких случаях учащиеся определяют какие-то наиболее общие их признаки, но назвать их не могут. Для четкого осознания данных объектов им необходима помощь учителя, который или сам объясняет учащимся существенные признаки изучаемого предмета, не воспринимавшегося прежде, или последовательно поставленными вопросами и заданиями подводит к выявлению этих признаков или внешних связей и отношений: «Это дерево по внешнему виду похоже на ель. Оно имеет игольчатые листья  хвою. Рассмотрите форму хвои, сравните ее с хвоей ели: у ели она трехгранная, здесь  плоская. Чем отличается хвоя этого дерева от хвои сосны, сибирского кедра? Как называется это дерево? Это  пихта, наиболее характерное дерево Сибири».