Во время первичного ознакомления учащихся с новым материалом по учебнику осознание заключается в понимании значения отдельных слов, терминов, мыслей, предложений. Здесь важное значение имеет правильное соотнесение изучаемых предметов и соответствующих им слов с чувственными представлениями, имеющимися в памяти. Поэтому так важно, чтобы учитель правильно увязывал новый материал, слова, термины с чувственным опытом или усвоенными прежде понятиями. Иногда такое соотнесение осуществляется сразу, без дополнительного объяснения или специальной работы по актуализации чувственного опыта или опорных знаний учащихся. Например, учитель сообщает: «Ниагарский водопад является одним из величайших в мире. Вода падает с крутого каменного уступа высотой 49 м». Все эти слова и выраженные в них мысли учащиеся осознают сразу, без специального соотнесения с чувственным опытом. «Эта небольшая возвышенность является водоразделом между бассейнами Волги и Днепра», сообщает учитель. Здесь необходима специальная работа по подведению учащихся к осознанию слов «водораздел» и «бассейн реки» (слово «водораздел» объясняет учитель, а «бассейн» припоминается учащимися, актуализируется). Осознание играет важную роль для накопления представлений, знаний, фактов, значений слов, терминов как необходимая предпосылка для усвоения более сложного материала понятий и их категорий, теорий и ведущих идей науки.
Осмысление означает более высокую степень понимания. Оно заключается в раскрытии объективных связей между отдельными элементами изучаемого целого предметами, явлениями, процессами, в тексте учебника словами, мыслями, теоретическими положениями. Это понимание на уровне раскрытия сущности явлений и процессов реальной действительности. Например, рассматривая картину «Храмовое хозяйство в Древнем Египте», учащиеся на этом уровне понимания не только объясняют, что на ней изображены жрецы-рабовладельцы, рабы, надсмотрщики, но и определяют отношения между ними. Одновременно с этим, рассматривая по картине, как обрабатываются поля (применение мотыг, металлических серпов, проведение каналов, искусственное орошение), учащиеся приходят к выводу, что в это время применялись металлические орудия труда, уровень сельскохозяйственной техники более высокий, чем при первобытно-общинном строе.
Осмысление это также понимание целого, целостной теории как системы знаний. Например, на основе осознания отдельных климато-образующих факторов, элементов климата, учащиеся осмысливают связи и отношения между ними («Почему средняя температура января одинакова в Братиславе и в Италии, находящейся более чем на 3000 км южнее?»). Таким образом они усваивают теорию климато-образования и идеи о способах преодоления неблагоприятных климатических условий (засухи, суховеев или чрезмерной влажности) и использовании в сельском хозяйстве благоприятных климатических условий.
Осмыслить то или иное событие значит определить его место среди других событий, причины, его вызвавшие, результаты или следствия, к которым оно приведет, выявить взаимосвязи его с другими событиями.
Осмысление означает более высокую степень понимания. Оно заключается в раскрытии объективных связей между отдельными элементами изучаемого целого предметами, явлениями, процессами, в тексте учебника словами, мыслями, теоретическими положениями. Это понимание на уровне раскрытия сущности явлений и процессов реальной действительности. Например, рассматривая картину «Храмовое хозяйство в Древнем Египте», учащиеся на этом уровне понимания не только объясняют, что на ней изображены жрецы-рабовладельцы, рабы, надсмотрщики, но и определяют отношения между ними. Одновременно с этим, рассматривая по картине, как обрабатываются поля (применение мотыг, металлических серпов, проведение каналов, искусственное орошение), учащиеся приходят к выводу, что в это время применялись металлические орудия труда, уровень сельскохозяйственной техники более высокий, чем при первобытно-общинном строе.
Осмысление это также понимание целого, целостной теории как системы знаний. Например, на основе осознания отдельных климато-образующих факторов, элементов климата, учащиеся осмысливают связи и отношения между ними («Почему средняя температура января одинакова в Братиславе и в Италии, находящейся более чем на 3000 км южнее?»). Таким образом они усваивают теорию климато-образования и идеи о способах преодоления неблагоприятных климатических условий (засухи, суховеев или чрезмерной влажности) и использовании в сельском хозяйстве благоприятных климатических условий.
Осмыслить то или иное событие значит определить его место среди других событий, причины, его вызвавшие, результаты или следствия, к которым оно приведет, выявить взаимосвязи его с другими событиями.
Комментариев нет:
Отправить комментарий